Первая статья из цикла «5 дверей восприятия» не зря посвящена именно слуху. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, направив на него все свое внимание, в вашей голове звучит голос, а вокруг и внутри вибрирует насыщенный и иногда назойливый звуковой пейзаж. Если сравнить чувственное восприятие с дверьми, то двери слуха всегда открыты нараспашку…
Медитация на звук.
С широко раскрытыми ушами.
Когда твоя флейта зазвучит без дуновения —
Ты достигнешь неустрашимого достоинства.
Первая статья из цикла «5 дверей восприятия» не зря посвящена именно слуху. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, направив на него все свое внимание, в вашей голове звучит голос, а вокруг и внутри вибрирует насыщенный и иногда назойливый звуковой пейзаж. Если сравнить чувственное восприятие с дверьми, то двери слуха всегда открыты нараспашку…
Широко открытые… уши
Мы всегда видим только то, на что направляем взгляд и только тогда, когда открываем глаза. Мы ощущаем только то, до чего дотрагиваемся, чувствуем вкус только того, что кладем в рот. Слух и обоняние – единственные двери восприятия, которые всегда открыты, и которые всегда воспринимают весь спектр находящихся в пространстве вокруг нас раздражителей. При этом «взор» слуха направлен даже на более дальние расстояния, чем «взор» обоняния. Но насколько часто мы, на самом деле, действительно слышим то, что уже есть? Большинство звуков довольно быстро становятся для нас просто элементами общего звукового фона, из которого мы выцепляем только наиболее яркие, резкие, значимые раздражители.
Созерцательность слуха
В отличие от некоторых других видов чувственного восприятия, процесс слышания не требует от нас никаких усилий. Нам не надо пережевывать услышанный звук, чтобы почувствовать его вкус. Не надо физически фокусировать слуховой «взор», чтобы разглядеть его. Не надо протягивать ладонь из уха и ощупывать звук. Мы можем оставаться неподвижны, никаким образом не контролируя физический процесс и просто наблюдая за пространством звуков вокруг.
Звук и внешняя речь
И наконец, никакой из видов чувственного восприятия не связан так тесно с восприятием речи, а значит смысловой вербальной информации. Эта привязанность к речевым конструкциям, к стоящим за звуком смыслам и идеям, мгновенно уводит внимание от чистого невовлеченного восприятия к окрашиванию стекла очков, через которые мы «видим» звуковое пространство, в цвета наших оценок и суждений.
Звук и внутренняя речь
Также несложно заметить, что мы являемся постоянными источниками звука внутри себя – попробуйте понаблюдать, сколько шума создает внутренний вербальный диалог с собой, и сколько внимания мы ему уделяем. Как часто мы остаемся тихими слушателями того, что говорит нам окружающее пространство и его обитатели?
***
Таким образом, несмотря на все особенности, несложно заметить, что в пространстве звуков мы подвержены тем же факторам восприятия мира, что и во всех других сферах чувственного опыта. С одной стороны, мы постоянно неосознанно производим свой собственный шум, которому так же неосознанно придаем особое значение. Мы редко по-настоящему слушаем, создавая между собой и внешним миром плотную стену внутренней болтовни, оценок и суждений. С другой стороны, мы легко включаем в поле нашего внимания то, что кажется более ярким, резким и значимым. Эти впечатления ведут нас за собой, создавая автоматические эмоциональные реакции внутри.
Внимательная работа с пространством звуков и нашего восприятия этого пространства дает большой потенциал для глубокого исследования себя.
Медитация на звук
Шаг 1. Внимание
Чтобы иметь возможность работать со звуком, необходимо для начала просто направлять на него осознанное внимание. Большинство окружающих нас звуков мы считаем просто не имеющим значения фоном, из которого в наше сознание прорываются отдельные значимые элементы. Попробуйте «рассматривать» звуковой пейзаж, сознательно исследуя его своим вниманием.
Шаг 2. Различение
Исходя из наших автоматических эмоциональных реакций, мы можем выделить в звуковом пространстве нейтральные, приятные и неприятные звуки.
1) Нейтральные звуки
Эти звуки часто сливаются для нас со звуковым пейзажем, который мы обычно не различаем. К нейтральным можно отнести звуки, которые, даже будучи замеченными, быстро проскальзывают сквозь наше сознание, не цепляясь ни за что.
Звуками наполнено не только пространство вокруг, но и наше тело. Даже в тихом и спокойном месте вы можете направлять внимание на звуки, которые издает биение вашего сердца или дыхание.
Как с ними быть? Нейтральные звуки никак не связаны с нашими потребностями, хотя и составляют большую часть окружающего нас звукового пространства. Ключ к работе с ними – направление на них внимания и отслеживание ощущения, которое присутствует внутри. Ясное и безоценочное восприятие. Никакой биологической или психологической потребности, просто слышание того, что уже есть, того, что просто существует. Это состояние, которое может быть прочувствовано именно с нейтральными звуками и потом спроецировано на восприятие звуков, которые затрагивают сферу эмоций.
2) Неприятные звуки
Неприятные звуки легко входят в поле нашего внимания и могут оставаться в нем на какое-то время, влияя на наше эмоциональное состояние.
Как с ними быть? Попробуйте нащупать ту границу, на которой простое восприятие звука становится окрашенным эмоционально, «одеваясь» в слова, закрепляющие негативную эмоцию. Подобным образом мы автоматически характеризуем и распознаем любой раздражитель, который не соответствует нашим ожиданиям, мешает запланированному, отвлекает, либо оценивается как наносящий угрозу нашим представлениям о себе или о ситуации. Наблюдайте за реакцией. Не стоит яростно стараться избавиться от нее или осуждать себя за эти чувства. Наблюдайте за обусловленным состоянием ума, не убегая от него и не цепляясь. Пребывая в состоянии осознанного наблюдения, возможно, вы увидите, как со звука спадает одежда вашей оценки и суждения, оставляя чистое обнаженное слушание.
3) Приятные звуки
Это звуки, которые могут вызывать приятные эмоции и переживания. Если нейтральные звуки удобно использовать, как опору, прочувствовав благодаря им состояние невовлеченного созерцания, то приятные звуки по форме работы с ними, скорее, ближе к неприятным.
Как с ними быть? Обычно мы легко впадаем в радостные и приятные эмоции, забываясь в них. Попробуйте отследить, как и когда в вас возникают эти реакции, ощущения, эмоции. Переведите внимание на чистый звук и его восприятие. Осознанная радость может быть гораздо более яркой, если вы взглянете на нее из точки невовлеченности.
Шаг 3. Осознавание и очищение
Какими бы ни были звуки, которые попадают в поле вашего восприятия – приятными, неприятными или нейтральными – задача в медитации не бежать от одних и стремиться к другим, а стать как бы зеркалом любых звуков.
Осознавание звуков – это не то, что мы сознательно создаем сами. И это не то, что возникает в результате привлекательности или непривлекательности того или иного звука. Всё, что создается нашим умом, похоже на одежду для звука – мы одеваем звук, окрашиваем его своими эмоциями или убеждениями.
Осознавание не возникает и не исчезает. Оно – фон даже для всех фоновых звуков. Оно похоже на пространство, на воздух или на небо, в которых существует всё разнообразие звуковой палитры. Оно безграничное и всепроникающее. Именно оно остается тогда, когда мы снимаем лишние концепции и оставляем звук обнаженным и чистым.
Нам не нужно ни от чего избавляться, чтобы очистить поле звуков. Очищение происходит само собой, когда мы распознаем временные обусловленные состояния и просто наблюдаем, как они сами растворяются.
Во время медитации позвольте уходить своим мыслям, которые возникают из идей об опыте, воспоминаниях и ожиданиях. Не вступайте в неосознанный диалог, комментируя их, а если ум вовлекается, наблюдайте и за этим вовлечением. Слушайте, не комментируя и не разделяя процесс на слушателя и слышимое. Пусть останется только процесс, в котором не будет ваших мнений и представлений.
За пределами понятий «музыка», «звуки дороги», «дождь», «биение сердца», «приятное» и «неприятное», «красивое» и «безобразное» есть чистый звук, чистое осознавание этого звука. Возникающие мысли не могут никак окрасить звуковой пейзаж. Пускай их краски проходят сквозь него, оставляя пространство нетронутым.
Звук тишины
Направляя внимание на звуковое поле, вы не можете не заметить пространство, возникающее между звуками – пространство тишины. Звуки не представляют собой непрерывный шум, это скорее звуковые волны. Тишина в точке между дыханиями, тишина между биениями сердца, тишина как базовый фон и как относительное поле покоя.
Наше тело тоже может быть прекрасным помощником и транслятором звука тишины. Когда вы сидите в медитации в тишине, попробуйте направить внимание на звук в вашей голове. Возможно, вы услышите высокочастотный тонкий постоянный звук. Его можно также использовать для медитации. Вы можете медитировать, направляя на него все свое внимание, либо оставляя его в роли своего рода экрана, на котором будут возникать все остальные звуковые вибрации.
__________________________________________________________
Формальная практика
— Примите удобное положение – лежа или сидя.
— Выполните небольшую дыхательную медитацию или медитацию сканирования тела, настроив свой ум на созерцательное наблюдение.
— Начните с «разглядывания» звукового пейзажа, направляя внимание на близкие и далекие, тихие и громкие звуки.
— Отметьте, присутствует ли в вас какая-либо эмоциональная реакция на те или иные элементы звукового пространства. Если вы заметили те или иные эмоции, попробуйте понаблюдать за ними и осознать их.
— Теперь оставьте внимательное разглядывание отдельных звуков и реакций, отложив все мысленные обозначения, суждения, растворяясь и исчезая в «слышании». Нет ни того, кто слышит, ни слышимого – только сам процесс проникновения звука в открытые двери восприятия.
— Включите «звук тишины» в свою практику. Вы можете направлять внимание только на него, либо как бы «нанизывать» на этот фоновый звук другие звуки окружающего пространства
— Если вы чувствуете, что ум отвлекается, верните свое внимание к дыханию и просто спокойному осознаванию, как бы делая выдох и расслабляя возможное напряжение или беспокойство ума, а затем снова верните внимание к звуковому полю.
Неформальная практика
Если вы привыкли перемещаться по городу в наушниках, постоянно создавая фоновый шум, который отвечает вашим желаниям и потребностям, попробуйте несколько дней обойтись без привычного звукового «убежища». Откройтесь полностью всем звукам, которые будут возникать, побудьте с ними, осознанно направляя на них внимание. Попробуйте сделать три шага навстречу осознанному слушанию: направьте внимание на окружающие звуки, отметьте различные реакции на них и, наконец, охватите все звуки своим осознанием, мягко очищая восприятие от нагромождения концепций.
Осознавайте, слушайте «музыку» города, звуки своего собственного тела или окружающей реальности, как бы плывя сквозь звук и растворяя в нем все концепции и эмоциональные реакции.
Спасибо! Отличная статья — просто, понятно и подробно. Сегодня же введу в практику).
Как я поняла, будет продолжение этого цикла. Жду, а пока изучаю Ваш интересный ресурс.