Теория Взгляды буддизма и психологии на благополучие и эмоции ч.1

Знаковая коллективная статья Пола Экмана, Алана Уоллеса, Ричарда Дэвидсона и Матье Рикара, посвященная тому, как психология может взаимодействовать с буддийским учением. В первой части обсуждается вопрос достижения устойчивого счастья…

 

 Взгляды буддизма и психологии на эмоции и благополучие.
Опубликовано в 2005 году в журнале American Psychological Society.
Авторы: П. Экман, Р. Дэвидсон, М. Рикар, А. Уоллес

Пол Экман

Ричар Дэвидсон

Матье Рикар

Алан Уоллес

   Буддистская школа мысли, возникшая более 2000 лет назад на почве азиатских культур, придерживается некоторых представлений, которые разительно отличаются от взглядов современной психологии. Отдельной ветвью этой школы является Индо-Тибетская традиция, уходящая корнями в работы индийских мыслителей, затем развитые тибетскими теоретиками. Несмотря на то, что различные аспекты буддийской мысли заметно повлияли на некоторых психологов, вклад Буддизма в исследование эмоциональных состояний пока остается не слишком широко известным. Отдельные сходства во взглядах между буддийской мыслью и новыми открытиями в нейробиологии заставляют задуматься и позволяют надеяться на то, что интеграция буддийских взглядов в современные исследования эмоций может быть плодотворна.

    В традиционных языках, на которых изложено учение Буддизма — пали, санскрит, тибетский, — нет слова напрямую эквивалентного западному термину «эмоция». Хотя это находится в противоречии с современной традицией психологических исследований, которая выделяет эмоции, как отдельный ментальный процесс, который может изучаться отдельно от остальных процессов, тот факт, что в Буддизме отсутствует термин для эмоций, вполне согласуется с тем, что в последнее время становится известно ученым, изучающим анатомию мозга. Каждый участок мозга, который, как было определено ранее, связан с определенной эмоцией, также связан с определенным когнитивным аспектом (e.g., Davidson & Irwin, 1999).

Мы выбрали две темы: достижение устойчивого счастья и природа негативных, болезненных (аффликтивных) эмоций, для того чтобы проиллюстрировать полезность учета буддийской точки зрения при работе с эмоциями. Принимая во внимание ограничения объема статьи, мы отдали предпочтение примерам возможных областей исследований, в ущерб полноте обсуждения вопроса.

    Эта статья — результат коллективной работы представителей буддийской традиции (Матье Рикар и Б. Алан Уоллес) и психологической науки (Пол Экман и Ричард Дэвидсон). Наша работа выросла из уникальной встречи с Его Святейшеством Далай Ламой, состоявшейся в Дхарамсале, в Индии, в марте 2000 года, посвященной теме деструктивных эмоций. Авторы — представители буддийской традиции написали разделы озаглавленные «Буддийская точка зрения», а авторы — психологи написали разделы, посвященные направлениям исследований и теории.

 

   ДОСТИЖЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СЧАСТЬЯ

    Буддийская точка зрения.

     Как буддисты, так и психологи одинаково полагают, что эмоции оказывают сильное влияние на мысли людей, их слова и действия, однако, порой они помогают в поиске преходящих наслаждений и удовольствий. С буддийской точки зрения, как бы то ни было, некоторые эмоции способствуют устойчивому счастью, а некоторые нет. Буддийский термин для такого вида устойчивого, долговременного счастья — суккха, которое может быть определено в данном контексте, как состояние благополучия, возникающее из ментального равновесия и постижения природы реальности. Суккха — это не мимолетная эмоция или настроение, возникающие на основе сенсорных или концептуальных стимулов, а скорее устойчивое качество, возникающее в уме, находящемся в состоянии равновесия, и вызывающее концептуально неструктурированное осознание подлинной природы реальности. Многие буддийские созерцатели сообщали о переживании суккха, которое возрастало в результате регулярной и настойчивой тренировки.

    Подобным образом, буддийская концепция дуккха, часто переводящаяся как «страдание», это не просто неприятное чувство. Скорее речь идет о глубоком чувстве уязвимости к страданиям и боли, проистекающее из превратного понимания природы реальности. (Термины суккха и дуккха происходят из санскрита, основного языка, на котором написана буддийская литература).

    Как же реализовать суккха? Буддисты верят, что коренная трансформация сознания, необходимая для достижения суккха, достигается путем усердной тренировки в управлении вниманием, эмоциональном равновесии и осознанности (памятовании, англ. Mindfulness), таким образом, что практикующий может научиться проводить различие между тем, как вещи предстают в его органах чувств, и теми концептуальными наслоениями, которые он проецирует на объекты. В результате подобной тренировки, практикующий воспринимает все, что предстает перед его органами чувств, включая свои собственные ментальные состояния, в более реалистичном виде, так, что они гораздо ближе к своей подлинной природе, неискаженной обычными ошибочными представлениями о реальности.

    Такой тренинг ведет не только к сдвигам в краткосрочных эмоциональных состояниях, но и меняет настроение, а, возможно, даже способен изменить темперамент. За два тысячелетия буддийские практикующие разработали и проверили на практике способы поэтапного развития тех эмоций, которые способствуют поискам суккха и освобождают ученика от эмоциональных состояний, препятствующих его достижения. Идеалом является не просто достижение собственного индивидуального счастья отдельно от других, но распознание общего глубокого родства всех существ, разделяющих единое страстное желание быть свободными от страданий и желание найти состояние постоянного благополучия.

 

   Два направления исследований.

    Мы приступили к изучению нескольких исключительно опытных буддийских практиков, которые, предполагается, достигли состояния суккха, для того чтобы определить будет ли это состояние проявляться на уровне биологической активности, в течение эпизодов с эмоциональной нагрузкой (Lutz, Greischar, Rawlings, Ricard, & Davidson), возросла ли их чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, и как их стиль межличностного взаимодействия сможет трансформировать конфликтные ситуации. Подобное исследование наиболее опытных буддийских практиков способно изменить научные представления о том, чего в конечном итоге способны достичь человеческие существа.

    Другая возможная сфера исследований касается достоверности самоотчетов о ментальных состояниях. Хотя во многих исследованиях в области эмоций предполагается, что участники исследований и пациенты психотерапевтов могут легко дать отчет о своих субъективных переживаниях посредством опросников и интервью, на сегодняшний день обнаружено, что большинство людей сообщают только о последних или наиболее сильных эмоциональных переживаниях (Kahneman, Fredrickson, Schreiber, & Redelmeier, 1993; Rosenberg & Ekman, 1994) и делают это предвзято. Будущие исследования смогут определить, способны ли субъекты, прошедшие основательную буддийскую подготовку, предоставить более точный и полный отчет о своем предыдущем эмоциональном опыте, проявляя меньше предвзятости. Сходным образом, существуют исследования, продемонстрировавшие, что большинство людей слабо способны предсказать, что сделает их счастливее (Wilson & Gilbert). Было бы интересно определить, будут ли прошедшие буддийскую созерцательную подготовку на уровне, необходимом для достижения суккха, более точными в предсказании своих аффектов.

 

Часть 2 статьи…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *