Исследования Практика медитации улучшает внимание

   Действительно ли практика медитации приносит какие-либо плоды???

Это резонный вопрос. Чтобы ответить на него я начинаю цикл переводов заметок из разных источников с изложением результатов научных исследований в этой области. Итак, факт №1 — практика медитации улучшает внимание…

 

Медитация увеличивает объем внимания.

ScienceDaily (July 14, 2010)

 

   Очень сложно удерживать внимание на чем-то в течение длительного времени. В новом исследовании ученные попытались ответить на вопрос, может ли буддистская медитация сделать человека более внимательным. В результате экспериментов исследователи обнаружили, что тренировка в медитации помогала людям лучше фокусировать внимание в течение длительного времени на задаче, которая предполагала выявление небольших различий между видимыми объектами.

    Исследование было вдохновлено практикой буддистских монахов, которые тратят годы на освоение медитации. «Хочется узнать, являются ли их ментальные навыки — спокойствие, миролюбие, которое они излучают и подобные вещи — результатом их интенсивной тренировки или они были такими особыми с самого начала», — задается вопросом Катерина Маклеан, которая принимала участие в исследовании в качестве аспиранта Калифорнийского Университета. Ее коллега, Клифорд Сарон, несколько десятилетий назад уже проделал несколько исследований с участием монахов. Теперь он решил провести новые исследования медитации с участием добровольцев, посредством интенсивного тренинга, чтобы понаблюдать как изменятся их умственные способности.

    Более 140 человек записалось в качестве добровольцев, информация об исследовании передавалось из уст в уста и распространялась посредством журналов буддийской тематики; 60 из записавшихся были отобраны для исследования. Группа из 30 человек отправилась в длительный медитативный ретрит, а вторая половина ожидала своей очереди и выполняла роль контрольной группы. Все участники исследования ранее проходили ретриты длительностью от 5 до 10 дней, т.е. они не были новичками в медитации. В итоге, группа практиковала медитацию в течение 3 месяцев в ретрите, в Колорадо, под руководством Алана Уоллеса, одного из соавторов исследования, и известного учителя медитации и знатока буддизма.

    В течение ретрита подопытные приняли участие в нескольких экспериментах; результаты одного из них были опубликованы в журнале «Psychological Science», издании Ассоциации Психологических Наук. Трижды за период ретрита, каждый участник прошел компьютерный тест измеряющий насколько хорошо он способен определять визуальные различия и поддерживать зрительное внимание. Всем подопытным предлагалось наблюдать за экраном на котором вспыхивали линии, большинство из них были одинаковой длины, но иногда появлялись линии меньшей длины и участнику при этом необходимо было нажать на кнопку мыши.

   Результаты участников эксперимента улучшались по ходу ретрита. Это улучшение в восприятии позволяло легче поддерживать внимание, также участники могли выполнять задачу в течении более длительного времени. Улучшение сохранялось через 5 месяцев после эксперимента, в особенности у тех, кто продолжал ежедневную практику медитации.

   Задание длилось 30 минут и требовало всего внимания участника. «Поскольку задание такое скучное и также совсем бессмысленное оно представляет собой отличный способ измерения прогресса в медитации», — говорит Маклеан. — Люди могут подумать, что медитация — это что-то увлекательное, поднимающее настроение, как съездить в отпуск и оказаться в мире с самим собой. Это то, что они думают пока не попробуют. Потом они осознают, каким вызовом это является — просто сидеть и наблюдать за чем-то не отвлекаясь.»

   Этот эксперимент лишь один из многих, которые Сарон, Маклеан и команда из 30 исследователей провели с группой участников эксперимента. Это наиболее полное исследование интенсивной практики медитации на сегодняшний день, с использованием методов разных областей науки (таких как молекулярная биология, нейропсихология и антропология). Будущие исследования тех же добровольцев будут направлены на изучение других умственных способностей, таких как например способность регулировать эмоции и их общий уровень благополучия.

 

Оригинал статьи.

 

Дополнительная информация:

 

В данной статье речь идет о такой разновидности буддийской медитации как шаматха. Целью этой медитации является развитие максимального уровня сосредоточения на одном объекте (дыхании, визуальном образе), либо на особом состоянии сознания (шаматха без объекта). Эта разновидность медитации отличается от медитации осознанности (mindfulness meditation), как по технике, так и по целям. В литературе существуют споры о том как соотносятся качества ума тренируемые в шаматхе и в медитации Mindfulness. На мой взгляд, элементы практики шаматхи включены в медитацию осознанности, но при этом достижения столь высокого уровня концентрации в результате практики не предполагается. Практика шаматхи достаточно «сурова» и не подходит для повседневного применения обычным городским жителем, чьи цели лежат в первую очередь в сфере обретения психологического благополучия. Но я полагаю, что рекомендации относительно условий практики, борьбы с препятствиями, детально разработанные в теории шаматхи могут с успехом применяться и в практике медитации осознанности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *