Практика Секретные добрые дела

  Еще одна глава из книги «Как укротить дикого слона» посвящена осознанной щедрости и как ее практиковать тайком…

 

Секретное добродетельное действие.

 


   Упражнение:
Каждый день в течение недели совершайте втайне одно добродетельное действие, или доброе дело. Сделайте что-нибудь приятное или полезное для других, но делайте это анонимно. Эти дела могут быть очень простыми: например, помыть чью-то тарелку, оставленную в раковине, подобрать мусор, валяющийся на дороге, вымыть общую ванную (если это не ваша работа), сделать анонимное пожертвование, или просто оставить шоколадку на столе у коллеги.

 

   Напоминание: Положите записную книжку на ночной столик и каждый вечер планируйте «секретное доброе дело» на завтра. Можно также наклеить маленькие изображения эльфов в «стратегических» местах дома и на работе, для напоминания.

 

   Уроки, которые можно извлечь из этого упражнения: Это неожиданно приятно планировать и делать добрые дела тайком от других. Если вы всерьез отнесетесь к упражнению, и начнете оглядываться вокруг в поиске новых идей, то обнаружите, что возможности начнут размножаться с невероятной быстротой. «Что же мне выбрать на завтра? Можно чашку дымящегося чая, ждущую ее на рабочем столе. А можно очистить от грязи его беговые кроссовки на крыльце». Это смахивает на то, чтобы стать супергероем «Доброе Дело», который под покровом ночи вершит свои добродетельные деяния. Часто присутствует возбуждение от попыток остаться незамеченным, и, по признанию некоторых, разочарование от того, что всё-таки остаешься непойманным и неизвестным. Еще интереснее остаться безмолвным, когда кого-то другого благодарят за подарок сделанный вами анонимно.

    Все религии высоко ценят щедрость. Библия утверждает, что благословеннее дающий, нежели получающий. В Исламе существует 2 формы благотворительности: обязательное даяние, с целью позаботиться о бедных и сиротах, и добровольное даяние, такое как пожертвование или учреждение стипендии. Обязательное даяние очищает остальной доход и воспринимается, как форма молитвы или почитания Бога. Добровольное даяние, сделанное втайне, считается в 7 раз более ценным чем публичное.

    Одна из моих любимых практик, то что я называю «метта-езда» («Метта» — это слово из языка пали, означающее любящую доброту или безусловное дружелюбие. Также этим словом называют медитативную практику развития этой черты характера.) Когда я еду на работу, каждому человеку, который встречается на моем пути — пешеходам, мотоциклистам, особенно грубым, спешащим водителям — я мысленно говорю, выдыхая: «Пусть ты будешь свободен от беспокойства. Пусть ты пребудешь в покое и благополучии». Я не знаю, помогает ли им эта практика с моей стороны, но она точно помогает мне. Дни, когда мне удается практиковать «метта-езду» всегда проходят более благополучно.

 

   Более глубокие уроки: Наша личность «сляпана» из многочисленных стратегий, направленных на то, чтобы заставить других любить и заботиться о нас, добывать для нас то, чего мы хотим и оберегать нас от опасностей. Мы наслаждаемся позитивным признанием, сигналами любви, успеха и безопасности. Это упражнение помогает нам изучить, как мы чувствуем себя, направляя усилия вовне, чтобы сделать что-то полезное другим, даже если мы никогда не получим компенсации за это. Практика дзен делает акцент на том, чтобы «двигаться прямо и открыто» — т. е. вести жизнь прямым, честным путем, основанным на знании того, что является правильным, невзирая на похвалы или критику.

    Один монах спросил китайского мастера дзен Юй-Хая: «Что является вратами в практику дзен?». Юй-Хай ответил: «Безоговорочное даяние».

    Будда говорил: «Если бы люди знали о пользе даяния столько сколько знаю я, они бы не наслаждались ничем, без того чтобы разделить это с окружающими, и не позволяли бы даже отголоску жадности овладевать сердцем. Даже если бы у них осталась последняя крошка еды, они бы не наслаждались ей в одиночестве, если рядом есть кто-то с кем можно ее разделить.»

    Будда постоянно указывал на ценность щедрости, говоря, что это наиболее короткий путь к достижению просветления. Он рекомендовал делать простые подарки: чистую воду для питья, еду, кров, одежду, свет, цветы. Будда утверждал, что даже небогатые люди могут быть щедрыми, давая крошку еды муравью.  Каждый раз когда мы отдаем что-то, будь это материальный объект или наше время, мы освобождаемся от крошечной части бережно накопленной и отважно защищаемой временной кучи мусора, которую мы называем «Я», «мне», «мое».

 

   Заключение: Щедрость высшая добродетель, а анонимное даяние — высшая форма щедрости.

 

   Перевод главы из книги «How to Train a Wild Elephant»

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *