Практика Осознанные комплименты


   Очередная глава из книги «Как выдрессировать дикого слона» посвящена искусной речи… А именно осознанному произнесению комплиментов, и тем урокам, которые можно извлечь из этого действия…

 

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

 


   Упражнение:
Раз в день подумайте о ком-то достаточно близком (члене семьи, друге, товарище по работе) и сделайте ему «правдивый комплимент». Чем ближе этот человек (родственник, ребенок), тем лучше. (Сказать работнику на почте, что у него красивый шарф не засчитывается!) Чем более специфичен комплимент, тем лучше («Как дружелюбно ты ответила по телефону!»).

    Осознавайте комплименты, которые вам делают другие люди. Исследуйте цели комплиментов и, что происходит с вами, когда вам делают комплимент.

 

   Напоминание: Наклейте слово «Комплимент» там, где вы его будете видеть в любой момент дня.

 

   Уроки: Некоторые люди, которые пытались выполнять это упражнение, отмечали, что поначалу оно вызывает сильное сопротивление из-за страха, что комплимент не будет искренним. Но скоро они обнаруживали, как много в жизни всего разного, за что они могут быть благодарны окружающим. Некоторые практикующие, выполняя упражнение, обнаруживали, что обычно они придерживаются критической позиции и предпочитают всегда указывать на проблемы. Выполнение этой практики помогает выявить подобное состояние ума и изменить его.

    Некоторые из выполнявших упражнение отмечали, что когда они делали комплименты, обнаруживалось, что люди часто «закрываются» от приятных слов. «О нет! Мое печенье не такое уж и вкусное в этот раз!» Получение комплиментов создает уязвимость. Некоторые люди относятся к комплиментам настороженно с юношеского возраста, когда было непонятно, говорились ли слова искренне, или это произносилось, чтобы сделать их мишенью шутки. Вероятно, такие люди начнут сами говорить комплименты в шутливой форме, чтобы иметь возможность свести все к шутке, для защиты себя от потенциальной неловкости. Один из участников упражнения рассказал, как родители учили его принимать комплименты. Они советовали: «Просто ответь: «Спасибо». Это все, что нужно другим.»

    Другой мужчина описывал, как он активно учился искусству говорить комплименты, поскольку ему самому никто, никогда не говорил ничего кроме критических замечаний (он рос в семье алкоголика). Он обнаружил, что делать комплименты «привносит свет в жизнь и сдвигает энергию в позитивное русло». Также он открыл для себя, что когда он говорит искренние приятные слова, его жена, дети и коллеги «буквально расцветают».

    Существуют культурные различия в том, как люди принимают комплименты. Так в Японии и Китае 95% ответов на комплимент рассчитаны на его отрицание или отклонение похвалы. В Азии считается нормой отвергнуть или вернуть комплимент, поскольку иное поведение может быть расценено как недостаток скромности. Муж никогда не похвалит жену перед другими людьми, поскольку может показаться, что он хвастается.

    «Миролюбивая Коммуникация» подход, обучающий эффективному разрешению конфликтов, учит, что комплимент вида «Вы такой…[прилагательное]» скорее всего не найдет отклика. Рекомендуется направлять комплименты на то, что трогает вас самих, так как такая разновидность комплимента развивает чувство связанности и близости. «Я восхищен тем, что вы нашли время, чтобы испечь свежее печенье для этой встречи. Спасибо вам».

    Это упражнение помогает осознать для чего и с какой частотой мы используем комплименты в наших отношениях с другими людьми. Некоторые комплименты кажутся искренними, в то время как другие, кажется, направлены на то, чтобы что-то получить взамен. Когда мы встречаем кого-то впервые, или когда мы ухаживаем за кем-то, мы обмениваемся горой комплиментов. Но проходит время и мы, вероятно, принимаем людей, находящихся рядом, как должное и прекращаем выражать благодарность, похвалу или признательность.

 

   Более глубокие уроки: Мастер дзен Доген писал: «Вы должны знать, что благая речь идет от благого ума, а благой ум возникает из семени сострадательного ума. Вы должны обдумать тот факт, что благая речь это не просто похвала достоинствам других; это сила способная повернуть судьбу нации».

    Буддийские учения описывают 3 вида чувств которые мы испытываем при столкновении с людьми, объектами или событиями: позитивные (чувство счастья), негативные (чувство раздражения) и нейтральные (ни позитивные, ни негативные). Когда мы хорошо относимся к человеку, мы склонны испытывать к нему позитивные чувства и говорить ему комплименты. Например, совершенно естественным образом мы склонны хвалить того, за кем ухаживаем или милого новорожденного, который пока не превратился в упрямого карапуза.

    Когда кто-то превращается в часть нашей жизни, мы забываем отмечать, что он делает для нас, и редко делаем комплименты. В действительности мы можем отмечать только негативные черты и комментируем лишь то, что, на наш взгляд, нужно переделать. Без какого-либо сознательного намерения с нашей стороны, это придает негативный эмоциональный оттенок нашим отношениям. Практикуя выявление того, что человек делает хорошего, и произнесение комплиментов по этому поводу, может придать новую теплоту, близость и взаимопонимание отношениям.

    Личный комплимент о временных или обусловленных качествах (таких как красота) заставляет нас чувствовать себя немного не в своей тарелке. Почему так происходит? Потому что интуитивно мы понимаем, что некоторые качества, как например физическая красота — это случайное сочетание генов и текущих культурных норм. Мы не создали сами наше симпатичное лицо. Это временный подарок. Мы знаем, что со временем оно изменится, превратится во что-то с двойным подбородком и морщинами. И даже всего через год его можно будет определить как «уродливое». Прямые волосы были популярны пару лет назад и девушки с вьющимися волосами тратили часы пытаясь их распрямить. Потом вошли в моду вьющиеся волосы… Большинство вещей, по поводу которых мы делаем комплименты временные: стройная фигура, спортивная форма, даже умственные способности. Очень редко это, действительно, качества, которые мы сами «заработали». Вот поэтому лучший комплимент основывается на признательности за те чувства, которые вызывает в нас другой человек.

    За всеми временными качествами лежит наша Подлинная Природа. В буддизме она называется природа Будды, в других религиях — наша божественная природа. Это наша сущность. Она не опирается на чувства, физические характеристики или что-то подобное. Она не возрастает от похвал и не уменьшается от критики. Нет ничего, что вы могли бы сделать, чтобы прибавить что-то к ней, ничего нельзя сделать, чтобы что-то отнять. Не важно, поступаете ли вы правильно или неправильно. Не имеет значения, что делают с вами… Она остается неизменной. Она не растет при рождении и не уменьшается со смертью. Это Непреходящее выражает себя через вас.

 

   Резюме: Добрые слова — это подарок. Они создают богатство в сердце.

 

 

   Перевод главы книги «How to train a wild elephant: and other adventures in mindfulness» Jan Chozen.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *