Теория Алан — Уоллес — Буддийская традиция шаматхи ч.4

     Четвертая часть статьи Алана Уоллеса — «Буддийская традиция шаматхи», посвящена описанию того, что происходит с психикой человека, достигшего высшего уровня развития однонаправленной концентрации, а также рассматривается вопрос возможности использовать сам ум в качестве объекта концентрации…

 

Содержание

 

  Природа и цель шаматхи.
  Использование ментального изображения в качестве объекта в практике шаматхи.
  Этапы развития шаматхи.
  Достижение шаматхи.
  Использование Не-Мышления в качестве объекта практики шаматхи.
  Поместить ум в его естественное состояние.
  Предполагаемые результаты достижения шаматхи.
  Предварительные замечания к будущей науке созерцания.

  

 

Достижение шаматхи.

 


   Даже если некто дошел до 9-го этапа «размещение в равновесии» (balanced placement) шаматха все еще не достигнута полностью. Ее достижение, в первую очередь, знаменуется драматическим сдвигом в нервной системе практикующего, который характеризуется приятным чувством тяжести и онемением в верней части головы. За этим следует заметный рост гибкости ума, а затем тела, которые ведут к живости и легкости. Следом возникает переживание физического блаженства, а затем ментального блаженства, которые переполняют практикующего на некоторое время. Но вскоре восторг сходит на нет и, по мере того, как он исчезает, внимание непоколебимо и спокойно устанавливается на объекте медитации, и происходит полная реализация шаматхи. Приведенные выше данные, описывающие сдвиг в нервной системе и его последствия, получены путем личного опыта наблюдений от первого лица. Еще предстоит выяснить, как и насколько подобная теория, и сопутствующие ей физиологические изменения, могут быть обнаружены объективным путем и объяснены в терминах современной науки.

    С достижением шаматхи практикующий отстраняет внимание от предыдущего объекта медитации и весь поток его внимания однонаправленно, без концепций, фокусируется на самой природе сознания; и внимание полностью отстраняется от физических чувств. Таким образом, впервые за весь период обучения практикующий не старается вызвать в памяти знакомый объект или ментально вступить с ним в контакт. Его сознание в данный момент пребывает в состоянии отсутствия проявлений; считается, что этот опыт носит чрезвычайно тонкий характер и его трудно реализовать. Только аспекты абсолютного осознания, яркости и радости проявляются в уме, без всякого вмешательства со стороны объектов органов чувств. Ни одна мысль, возникшая в уме, не может закрепиться, ни размножиться; она исчезает в согласии со своей внутренней природой, подобно пузырьку возникшему на поверхности воды. Отсутствует чувство физического тела и кажется, что ум становится неразделимым с пространством.

    Пока практикующий пребывает в этом состоянии отсутствия внешних проявлений, хотя для одиночного момента сознания остается невозможным наблюдать за самим собой, есть возможность вызвать в памяти непосредственно предшествующий момент сознания, который, в свою очередь, способен вызвать свой собственный, непосредственно предшествующий момент сознания: ведь любой из моментов не содержит никаких внешних проявлений или возникающих в нем объектов. Таким образом, из-за однородности этого потока ума, в котором каждый момент сознания памятует о предыдущем моменте сознания, сознание на собственном опыте познает само себя.

    Определяющими характеристиками сознания, которые воспринимаются путем припоминания в таком состоянии, являются, во-первых, чувство «яркости», или внутренне присущей светоносности, способной к проявлениям в любой форме; во-вторых, способность знать, или моменты познания. Достигнув шаматхи, и путем сосредоточения внимания на предельной яркости и предельном познании опыта, практикующий следит за определяющими характеристиками сознания самого по себе, а не за качествами иных объектов сознания.

 

   Использование Не-Мышления в качестве объекта практики шаматхи.

 

   Если основной целью развития шаматхи является распознавание природы сознания, можно задаться вопросом: нет ли более прямой стратегии — без связи с ментальными образами или с другими объектами? И действительно, многие буддийские созерцатели обучались альтернативным техникам культивирования неконцептуального внимания с самого начала своего тренинга, не сосредотачиваясь ни на каком другом объекте, подобном ментальному изображению. В этом методе глаза остаются открытыми, расслабленный взгляд направляется в пространство напротив. В соответствии с буддийской психологией это пространство — разновидность формы, познаваемой умственным, а не чувственным восприятием. В сознании отсекаются все мысли о прошлом, будущем и настоящем. Избавив ум от мыслей, практикующий позволяет ему пребывать в состоянии подобном безоблачному небу: чистым, ясным, пустым и беспристрастно лишенным цепляния за какие-либо объекты.

    В этой практике, как и в других техниках развития шаматхи, стабильность и ясность внимания развиваются посредством осознанности и самонаблюдения (интроспекции). Здесь объектом осознанности является полное отсутствие мыслительной деятельности, а с помощью самонаблюдения (интроспекции) отслеживают не находится ли ум под влиянием возбужденности или притупленности. Цонкапа особо отмечал, что следуя этому методу, необходимо четко распознавать отсутствие мыслительной деятельности, как объект медитации, а не просто позволять своему уму временно опустошаться. Здесь, на мой взгляд, он говорит о том, что практикующий должен убедиться, что его ум не сползает в состояние спутанного транса, а на всем протяжении тренинга поддерживает активно вовлеченными свои умственные способности. Практикуя таким образом, ученик проходит девять описанных ранее стадий развития внимания. В конечном итоге достигается шаматха и, как и в предыдущем методе, она характеризуется радостью, яркостью и отсутствием концепций.

   Буддийские созерцатели подняли вопрос: превосходит ли неконцептуальное состояние шаматхи всякое концептуальное структурирование и преобразование, и достаточно ли простого подавления мышления для вхождения в полностью неконцептуальное состояние осознания. Выдающийся тибетский буддийский созерцатель Карма Чагме (1612-1678) озвучил общее мнение тибетской традиции, когда утверждал, что хотя это состояние может быть легко спутано с концептуально неструктурированным осознанием, оно все же изменено процессом мышления; человек сохраняет концептуальное сознание даже если его внимание фиксируется в не-концептуализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *