Теория Алан — Уоллес — Буддийская традиция шаматхи ч.3

   Третья часть статьи Алана Уоллеса — «Буддийская традиция шаматхи», посвящена 9 этапам развития внимания и качествам внимания, необходимым для продвижения вперед по Пути, в ходе практики однонаправленной медитации…

 

Этапы развития шаматхи.

 

Содержание

 

  Природа и цель шаматхи.
  Использование ментального изображения в качестве объекта в практике шаматхи.
  Этапы развития шаматхи.
  Достижение шаматхи.
  Использование Не-Мышления в качестве объекта практики шаматхи.
  Поместить ум в его естественное состояние.
  Предполагаемые результаты достижения шаматхи.
  Предварительные замечания к будущей науке созерцания.


 

 

   Продвижение в развитии шаматхи предполагает прохождение девяти последовательных этапов. Начальная цель тренировки — развить непрерывное, устойчивое, произвольное внимание, но на первом этапе (называемом «установление внимания») ум в значительной степени находится под влиянием возбужденности. Более того, поскольку практик сознательно пытается закрепить неотрывное внимание на одном объекте, вместо того чтобы позволить уму блуждать где ему вздумается, возникает впечатление, что сознание переполняется навязчивыми мыслями сильнее чем в обычных условиях. Практикующий вызывает ментальное изображение в уме, но немедленно теряет его и внимание рассеивается.

    Это начальная, ограниченная способность к фиксированию внимания была выявлена в ходе современных экспериментов, в ходе которых измерялось кратковременное сосредоточение внимания в процессе решения простейших сенсорных задач. Результаты этих экспериментов свидетельствуют, что высший уровень такой кратковременной концентрации длится от 1 до 3 секунд. Научные исследования внимания, проводившиеся в конце 19 века, также указывали на то, что произвольное внимание не может фиксироваться на объекте дольше чем на несколько секунд. Эти выводы привели Уильяма Джеймса к утверждению, что «никто не способен непрерывно направлять внимание на объект, который остается неизменен».

    В соответствии с буддийской традицией, очень трудно непрерывно удерживать внимание на объекте, который остается неизменным, но эта способность может быть развита. Продвигаясь по последовательным этапам тренировки шаматхи, даже наличие осознанности и самонаблюдения (интроспекции) не гарантирует того, что устойчивость внимания будет возрастать (например, распознав наличие возбужденности или притупленности, практик может, все же, не совладать с применением противоядий). По мнению Цонкапы, лекарством от этого может быть культивирование энтузиазма, который тесно связан с вмешательством и усилиями. В соответствии с буддийской психологией, энтузиазм — ментальный процесс, целенаправленно связывающий ум с широким спектром объектов и видов деятельности. В нашем случае, когда возбужденность или притупленность проявляются, ум подталкивается энтузиазмом к тому, чтобы вмешаться с целью их устранения. Цонкапа уподобляет отношения между умом и энтузиазмом, железу, которое движется под влиянием притяжения магнита. Страстное желание избавиться от возбужденности и притупленности возникает в результате распознавания всех негативных последствий, которые они могут вызвать, и понимания выгод от преодоления этих препятствий. Таким образом, первые две стадии тренировки осваиваются путем изучения сути практики и размышления о выгодах ее освоения.

    На ранних этапах освоения обучающегося поощряют практиковать ежедневно, посредством многочисленных коротких сессий — по восемнадцать пятнадцатиминутных сессий с минимальными отвлечениями между сессиями. В результате настойчивой практики, считается, что практикующий переходит на вторую стадию развития внимания, называемую «непрерывное размещение» (continual placement). На этой стадии ум все еще остается субъектом столь сильной возбужденности, что внимание больше времени находится вне объекта чем на нем, но время от времени практикующий переживает периоды непрерывности внимания длительностью около минуты. Другими словами, иногда внимание на протяжении целой минуты полностью не покидает объект. Но даже в эти моменты устойчивого внимания ум остается подвержен тонкой возбужденности, выражающейся в «фоновом шуме» или ментальной болтовне. В опыте это выглядит, как если бы внимание оставалось фиксированным на ментальном изображении даже если одновременно в уме появляются другие мысли и сигналы от органов чувств. В соответствии с буддийской психологией, однако, речь идет скорее о том, что в эти мгновения внимание отрывается от объекта, но эти разрывы настолько кратки, что поток внимания к основному объекту кажется непрерывным. В любом случае, на этом этапе достигается лишь грубый уровень устойчивости внимания, который чередуется с периодами сильной возбужденности, когда объект полностью забывается.

    По мере того, как продолжается тренировка, число сессий в течение дня постепенно уменьшается, а длительность каждой из них растет. Упор в этом отношении всегда делается на поддержании высокого качества внимания, а не на количестве времени, потраченного на практику. Следующий уровень развития внимания носит название «поправляемое размещение» (patched placement), на котором внимание почти все время сосредоточено на объекте и лишь время от времени когда проявляется грубая возбужденность его следует подправлять. То есть периоды устойчивости внимания становятся более частыми и более долгими.

    Когда практикующий достигает четвертой стадии развития внимания — «запертого размещения» (close placement) — внимание становится настолько устойчивым, что полностью не покидает объект медитации на протяжении всего времени каждой сессии. Третья и четвертая стадии достигаются главным образом путем культивирования осознанности (mindfulness) и основной упор делается на развитии устойчивости внимания, а не на развитии ясности. На самом деле буддийские созерцатели обнаружили, что если начинающий практик стремится к достижению большей ясности на начальных этапах, это в действительности препятствует развитию стабильности. По достижении ступени «запертого размещения», сила осознанности проявляется в полной мере, достигается состояние грубой устойчивости внимания, а практик становится свободным от грубой возбужденности.

    На этом этапе пути особенно легко впасть в самодовольство и решить, что цель развития устойчивого и управляемого внимания уже достигнута. В действительности же практикующий остается подвержен тонкой возбужденности и двум видам притупленности (грубой и тонкой). Цонкапа предупреждает, что если ученику не удастся распознать эти пороки, и он продолжит свою практику в таком ключе, то он рискует снизить свои умственные способности. Уильяму Джеймсу также были известны патологические случаи, когда умом овладевала повторяющаяся монотонная идея и он пришел к выводу, что подобные эпизоды представляют собой единственную возможностью, когда внимание может фиксироваться на неизменном объекте (James, 1950). Буддийские созерцатели, в свою очередь, отстаивали мнение, что психическое здоровье может быть сохранено и даже улучшено по мере того, как развивается высокий уровень ясности устойчивого внимания.

    Таким образом пятый уровень (называемый «укрощение» (taming)) и шестой («умиротворение» (pacification)) достигаются с помощью силы самонаблюдения (интроспекции), используя которую практик непрерывно отслеживает процесс медитации, выискивая проявления притупленности и тонкой возбужденности. На «стадии укрощения» рассеивается грубая притупленность, в которой не хватает ясности внимания. А на «стадии умиротворения» устраняется тонкая возбужденность так, что даже периферийные отвлечения исчезают.

    В это же время все возрастающее чувство радости и удовольствия появляется во время медитации, так что седьмая и восьмая стадии тренировки внимания («полное умиротворение» (complete pacification) и «однонаправленное сосредоточение» (single-pointed attention)) достигаются с помощью силы энтузиазма. На седьмой стадии устраняется даже тонкая притупленность, препятствовавшая полной мощи ясности внимания принести свои плоды. А на этапе «однонаправленного сосредоточения» (single-pointed attention) ум может пребывать несколько часов подряд в совершенной стабильности и ясности на выбранном объекте, без малейшей самой тонкой притупленности или возбужденности. Уильям Джеймс предсказывал, что если внимание будет сконцентрировано на ментальном изображении достаточно долго, то будет возможно достичь в «глазу ума» той же степени яркости и четкости, что и при визуальном восприятии объекта и это в точности соответствует отчетам буддийских созерцателей о своем опыте на указанном этапе развития шаматхи.

    С освоением девятой стадии, называемой «размещение в равновесии» (balanced placement), которая достигается с помощью силы привыкания, нужно лишь начальное усилие воли на старте каждой медитативной сессии; после этого непрерывное, устойчивое внимание к объекту порождается без усилий. Более того обращение к воле, к усилиям, на данном этапе, в действительности, представляет собой препятствие в практике. Это время позволить природному равновесию ума поддерживать себя самому, без вмешательства извне.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *