Я довольно давно практикую осознанность и, хотя не достиг в ней особых глубин, не могу не отметить всех тех позитивных изменений, которые она принесла в мою жизнь. Знакомство с mindfulness я рассматриваю как событие, которое кардинально изменило мою жизнь. Идеи, лежащие в основе практики очень просты, логичны, не требуют веры во что-то, и у меня постоянно возникает вопрос: почему так мало людей практикует осознанность? Почему этим техникам не учат в школах? Почему книги об осознанности издаются столь малыми тиражами, а групп для совместной практики не сыщешь днем с огнем? Пытаясь донести эти идеи до окружающих, я столкнулся с тем, что многие отмахиваются от них с самого начала, даже не дав себе возможность разобраться в их сути. Некоторые с интересом выслушивают, но не делают никаких практических шагов. А кто-то просит научить медитации, но месяц спустя забрасывает практику. Размышляя над всеми этими случаями я пришел к некоторой схеме, которую условно можно назвать «Четыре выбора»…
- Четыре выбора или Почему люди не практикуют осознанность…
Я довольно давно практикую осознанность и, хотя не достиг в ней особых глубин, не могу не отметить всех тех позитивных изменений, которые она принесла в мою жизнь. Знакомство с mindfulness я рассматриваю как событие, которое кардинально изменило мою жизнь. Идеи, лежащие в основе практики очень просты, логичны, не требуют веры во что-то, и у меня постоянно возникает вопрос: почему так мало людей практикует осознанность? Почему этим техникам не учат в школах? Почему книги об осознанности издаются столь малыми тиражами, а групп для совместной практики не сыщешь днем с огнем? Пытаясь донести эти идеи до окружающих, я столкнулся с тем, что многие отмахиваются от них с самого начала, даже не дав себе возможность разобраться в их сути. Некоторые с интересом выслушивают, но не делают никаких практических шагов. А кто-то просит научить медитации, но месяц спустя забрасывает практику. Размышляя над всеми этими случаями я пришел к некоторой схеме, которую условно можно назвать «Четыре выбора».
Для того чтобы практика осознанность принесла пользу, человек должен последовательно пройти через несколько внутренних развилок, сделать ряд жизненных выборов.
Первый выбор — признать, что моя жизнь неудовлетворительна. Удивительно, какое количество людей живет никогда не задумываясь о том, что можно жить гораздо более наполнено, благополучно и счастливо. То состояние вечной суеты, беспокойства, тревоги, погони за удовольствиями и избегания страданий, в котором они находятся считается нормой. Если им встречаются безмятежные, удовлетворенные люди, то они воспринимают их, как какую-то аномалию, генетическое отклонение. Долгое время «обустраивание» внутреннего мира было функцией религии и рассматривалось в тесной связи с идеями Бога, греха, посмертного воздаяния. Когда религия по большому счету утратила свое влияние в обществе, то роль «попечителя» психического мира человека взяла на себя психология. К сожалению, до сих пор психология концентрируется на «подтягивания» человека до среднестатистической нормы, а если человек более или менее успешно действует в социуме, то ни он сам ни окружающие не считают необходимым стремиться к чему-то большему.
Косвенно важность признания неудовлетворительности своего состояния подтверждает тот факт, что большинство историй личностной трансформации начинается с катастрофы. Человек неотвратимо встает лицом перед фактом, что все — плохо. Тяжелая болезнь, травма, разорение, резкое падение по социальной лестнице, вынужденная эмиграция, тюремное заключение — все эти события могут стать отправной точкой на пути личной трансформации. Те кому удавалось успешно совладать с таким «вызовом», зачастую превращались в удивительно гармоничных и счастливых людей, остающихся такими вне зависимости от внешних обстоятельств. Поэтому важно признать (а на мой взгляд — просто осознать) то, что мы проживаем наши жизни в неудовлетворенном, беспокойном состоянии.
Предположим все же, мы искренне признали неудовлетворительность своего нынешнего состояния, сразу же перед нами встает вопрос — в чем причины такого положения вещей? Все мириады причин, определяющих наше внутреннее состояние, можно условно разделить на две группы: внутренние (относящиеся к психике человека) и внешние (обстоятельства окружающего мира). Мы должны честно ответить себе на вопрос: где лежат причины моих страданий, внутри или вовне меня? Ответы могут быть самыми разнообразными от «бытие — определяет сознание» Маркса, до «все окружающее лишь проекции моего ума» Беркли (и удивительно схожего с ним индийского философа Асанги). Если мы склонны полагать, что мы несчастны из-за внешних условий, то разумеется мы стремимся их изменить: покупаем новую машину, строим более просторный дом, селимся подальше от неприятного нам человека, уезжаем в другую страну, меняем жену… Если нам кажется, что важны внутренние факторы, то мы стараемся изменить свое отношение к внешним условиям, стремясь сделать наше внутренне состояние независимым от обстоятельств. Разумный подход состоит в том, чтобы признать, что на нас влияют, как внешние, так и внутренние факторы. С возрастом, опытом и по мере знакомства с доводами мыслителей прошлого мы все больше начинаем придавать значение внутренним факторам, и все меньше — внешним. Когда мы сами приходим к искреннему пониманию того, что для нашего ощущения благополучия важны не столько события внешнего мира, сколько их интерпретации внутри нашего ума, мы готовы сделать следующий шаг.
Этим шагом будет ответ на вопрос: а возможно ли изменение? И снова, мыслители и исследователи прошлого и современности предлагают нам широкую гамму мнений. Многие считают, что внутренний мир человека — есть некая заданность. Традиционный психоанализ считал, что все самые главные модели поведения закладываются в детстве до 5 лет, а затем мы обречены следовать им на протяжении всей жизни. Современная биология, генетика, нейропсихология ежедневно открывает факты, подчеркивающие насколько мы зависимы от биологической основы, импринтинга, наследственности, врожденных механизмов функционирования мозга. Социальная психология все более детально описывает механизмы программирования со стороны культуры и общества. С другой стороны опыт психотерапии, педагогики, религиозных традиций, да и наши повседневные наблюдения говорят о том, что люди способны меняться, и иногда очень сильно. В некоторых случаях речь идет о подлинной трансформации личности человека (например в случаях конфронтации со смертью, яркого трансперсонального или религиозного опыта и т. д.). Как бы то ни было, для того, чтобы заняться обустройством своего внутреннего мира нам нужна вера в возможность изменений. Если вы считаете, что ваше благополучие лишь на 10% зависит от внутренних причин, и вы верите, что из этих 10% лишь на 1% вы способны что-то изменить, в этом случае сосредоточьтесь на этом 1%. У вас есть над чем работать!
Итак, вы осознали, что ваше исходное состояние неудовлетворительно, в ходе размышлений вы пришли к убеждению, что, пусть частично, но причина ваших несчастий лежит внутри вашего ума и вы не сомневаетесь в принципиальной возможности изменить ваши внутренние процессы. Мы готовы начать трудиться над своим умом. Теперь дело за малым — нужен метод изменений. Существует огромное множество методов усовершенствовать ваш внутренний мир. Некоторые из этих методов носят «симптоматический» характер — они лишь слегка «прихорашивают» вашу внутреннюю реальность (например краткосрочная психотерапия), другие — могут привести к полной трансформации человека, превратив его в совершенно «необычное» существо. Одни методы не предполагают активной работы (например, эриксоновский гипноз, где все, что нужно это выполнять команды терапевта), другие требуют постоянной внимательности к повседневным действиям, кропотливой, ежедневной работы над собой. Некоторые методы декларируют «мгновенность» изменений (методы НЛП, трансперсональные трипы, прием психоактивных веществ) другие меняют людей «гомеопатическими дозами». При выборе метода важно не ошибиться, не погнаться за сенсационностью, популярностью, а выбрать реально работающий метод, подходящий лично Вам. Результатом ошибки в лучшем случае будет впустую потраченное время, а в худшем — можно даже причинить вред своему физическому и психическому здоровью. Скептицизм, здравый смысл и осторожное испытание на себе могут помочь вам в подборе «своего» подхода.
Помимо того, что осознанность — великолепный инструмент трансформации, ее практика может помочь на всех этапах описанного выше пути. Честное, непредвзятое исследование своей жизни на начальном этапе позволит осознать наше подлинное состояние. Мы напрямую видим как устроена наша жизнь, какую ее часть занимают бесплодные мечтания и сожаления о прошлом, сколько процентов времени мы находимся в безмятежном покое, а сколько — убегая от неприятных ощущений и гоняясь за приятными. Осознание такого рода позволит дать ответ на первый вопрос — удовлетворительна ли наша жизнь? — не на основе размышлений, а на основе непосредственного наблюдения.
На втором этапе исследуя свой ум мы сможем осознать, что роль внутренних факторов в ощущении благополучия невозможно переоценить. Бесстрастно изучая свои реакции можно убедиться, что мы в гораздо большей степени живем в мире своих интерпретаций, а не в мире объективных событий. А наблюдение природы своего ума откроет нам его безграничную способность к трансформации.
И в заключении, осознанность может стать тем самым инструментом с помощью которого становится возможным обрести более широкий взгляд на мир, достичь внутреннего спокойствия и безмятежности в любых условиях и стать счастливыми независимо от внешних причин счастья. Этот подход способен стать образом жизни и полностью трансформировать жизнь практикующего его. К сожалению это не «волшебная таблетка», приняв которую однократно можно «выйти из матрицы». Практика осознанности требует ежедневных усилий, а результаты становятся видны лишь по прошествии достаточно длительного времени. Бессмысленно надеяться, что прочитав пару статей или прослушав пару лекций можно добиться каких-то изменений в себе. Этот метод даст вам ровно столько, сколько усилий вы потратите на его освоение и встраивание в свою повседневную жизнь. Но сделав осознанность частью своей жизни вы получаете доступ к состоянию уравновешенности, радости и непрекращающегося детского любопытства к опыту. Осознанность дает возможность превратить любое занятие в источник удовольствия, а любую ситуацию в тренировочное поле для развития своего ума.
Здравствуйте! К сожалению, не нашел ваши контакты, поэтому решил написать вам в виде комментария на вашу статью. Думаю вам будет интересно узнать о методе безоценочного осознанного наблюдения, который, в своих подходах, является аналогом mindfulness. Ознакомиться можно здесь: http://dreamless.kiev.ua/o-metode-bon/
Я тоже практикую осознанность, но подход у меня свой. Написал статью про необходимость повышения осознанности, делюсь: http://zhuravlyov.ru/2016/03/06/povishenie-osoznannosti/