Теория Алан — Уоллес — Буддийская традиция шаматхи ч.1

  Еще одна статья Алана Уоллеса о теории шаматхи: «Буддийская традиция шаматхи». Часть первая — «Природа и цель шаматхи»…

 

Буддийская традиция шаматхи: метод очищения и исследования сознания.

(The Buddhist Tradition of Samatha — Journal of Consciousness Studies, 6, №2-3, 1999)

 

 

Алан Уоллес

 

 

Природа и цель шаматхи.

 

    По сравнению с Западной наукой буддийское исследование природы мира отталкивается от радикально иной точки отсчета и их методы разнятся соответственно. Пионеры научной революции, включая Коперника, Кеплера и Галилея, в основном интересовались природой физических объектов, предельно далеких от субъективного мира человека: таких как относительное движение Солнца и Земли, характер поверхности Луны и эпициклы планет. Центральным принципом научного натурализма является чистейшая объективность природы, свободная от малейшего «загрязнения» субъективностью. Принципы объективизма требуют от науки иметь дело лишь с эмпирическими фактами, проверяемыми эмпирическими методами, и перепроверяемыми любым третьим лицом. Такие факты должны относиться, в первую очередь, ко всеобщему, а не к личному, т.е. должны быть доступны более чем одному наблюдателю.

    Другой аспект этого принципа состоит в том, что научное знание — подобно знанию в астрономии или физики, — должно быть эпистемологически объективно, другими словами — быть независимым от наблюдателя. Глубинное ограничение подобного идеала состоит в том, что он не способствует изучению субъективных феноменов, что, вероятно, обусловило тот факт, что научные исследования ума начались через целых триста лет после начала Научной Революции. И после этого потребовалось еще сто лет, чтобы признать природу сознания правомерным объектом научного исследования. Коротко говоря, принцип объективности исключает субъективный человеческий ум и сознание из непосредственной сферы естественных наук.

   В полную противоположность объективной ориентации Западной науки, Буддизм начинает с предположения, что ум это первичный источник человеческих радостей и горестей, и играет центральную роль в понимании мира в целом. В хорошо известном высказывании, приписываемом Будде, утверждается: «Ум предшествует всем феноменам. Когда ум постигнут — постигаются все феномены». Таким образом, с точки зрения буддийской традиции, ум и сознание само по себе — первичные предметы интроспективного (самоуглубленного) исследования. Кроме того, подобно тому, как невооруженный глаз оказался непригодным инструментом для исследования Луны, планет и звезд, буддисты считали, что недисциплинированны ум является неточным инструментом для исследования природы сознания, ментальных объектов и процессов. Отталкиваясь от опыта ранних индийских созерцателей, Будда усовершенствовал технику успокоения и улучшения внимания, а затем использовал ее новым образом, подобно тому, как Галилей усовершенствовал телескоп и использовал его для наблюдения за небом. На протяжении следующих 2500 лет буддийские созерцатели развивали свою практику и использовали эти методы для тренировки ума, что, по их мнению, должно быть инструментом прямого наблюдения за феноменами сознания. Результатом этих исследований явились сформулированные ими сложные теории возникновения сознания, его природы и активной роли сознания в мире; но их поиски никогда не приводили к чему-либо подобному эмпирической теории мозга.

   С другой стороны, им удалось разработать строгие приемы исследования ума «от первого лица», а первейшая задача в таком поиске — это таким образом натренировать внимание, чтобы оно могло стать достоверным, точным инструментом наблюдения. Разумеется и без такой тренировки можно обратить свое осознание внутрь, но недисциплинированный ум очень быстро впадает в возбужденное состояние и утрачивает сосредоточенность, а если ему удастся успокоиться — то немедленно соскальзывает в состояние притупленности и вялости, где можно забыть о какой бы то ни было ясности сознания. Ум, попеременно впадающий то в возбуждение то в сонливость, не лучший инструмент для исследования чего бы то ни было, а в буддизме такой ум прямо признается «нефункциональным».

   Таким образом, первой целью в буддийском исследовании ума является такое утончение внимания и установление баланса нервной системы, что в итоге ум становится по настоящему «рабочим» инструментом, свободным от пагубных влияний возбужденности и притупленности. Для того чтобы достичь такого состояния, два вышеуказанных препятствия должны быть ясным образом идентифицированы в рамках своего личного опыта. Возбуждение — первое препятствие на пути наблюдения ума — определяется как волнение, интенциональный (целенаправленный) ментальный процесс, который следует за притягательным объектом, и проистекает из навязчивой страсти. [Процесс называется «интенциональным» не потому, что вызван волевым путем, а потому, что имеет свой собственный объект постижения.] Притупленность, с другой стороны, — это интенциональный ментальный процесс, который имеет место, когда внимание становится вялым, слабым и объект медитации не постигается с ясностью и силой. Считается, что притупленность происходит от неведения.

   Методы тренировки внимания, разработанные буддистами для противодействия возбужденности и притупленности известны как «шаматха», буквально «безмятежность», «покой». Так называемое состояние «шаматхи» — это невозмутимое состояние внимания, при котором препятствия возбужденности и притупленности исчерпывающим образом устранены. Дисциплина шаматхи не связана ни с какими философскими или религиозными верованиями. Подобную тренировку внимания можно обнаружить в различных созерцательных традициях в истории, включая Индуизм, Буддизм, Даосизм, Христианство и Суфизм. Ее можно рассматривать, как своего рода созерцательную технологию, которая применялась разнообразными способами лицами, придерживающимися совершенно различных философских и религиозных воззрений.

   Основная цель практики шаматхи — это развитие устойчивости и ясности внимания. Для понимания этих двух характеристик в рамках буддийской психологии необходимо пояснить, что в буддизме обычно утверждается, что поток осознания состоит из последовательных моментов (или «пульсаций») познания, каждый из которых длится около десятка миллисекунд. Кроме того в череде моментов восприятия, многие акты осознания состоят из моментов нераспознающего (неутверждающего) познания (non-ascertaining cognition), когда объект появляется в рассеянном осознании, но не распознается и его суть не устанавливается.

   В рамках этой теории, рискну предположить, что уровень устойчивости внимания растет в связи с пропорцией распознающих моментов познания в отношении избранного объекта. То есть по мере роста устойчивости все меньше и меньше моментов распознающего сознания фокусируются на любом другом объекте. Это ведет к однородности моментов распознающего восприятия. Уровень ясности (яркости) внимания соответствует соотношению моментов распознающего и не-распознающего познания: чем выше частота моментов распознающего восприятия, тем выше ясность внимания. Таким образом реализация шаматхи — это достижение исключительно высокой плотности однородных моментов распознающего сознания.

Возвращаясь к аналогии с телескопом, развитие устойчивости внимания можно уподобить размещению телескопа на устойчивой платформе; одновременно, развитие ясности внимания подобно полировке линзы и точной фокусировке телескопа. Цонкапа (1357-1419), выдающийся созерцатель и философ, принадлежащий к тибетский буддийской традиции, приводит более традиционную аналогию для иллюстрации важности развития ясности и устойчивости внимания для прозрения сути вещей. Предположим вы ночью хотите рассмотреть висящий ковер. Если вы используете масляный светильник, который светит ярким и немигающим светом, то вам удастся разглядеть изображенный узор. Но если лампа будет тусклой (или яркой, но будет мерцать из-за ветра), то вам никогда отчетливо не увидеть изображение.

 

Содержание

 

  Природа и цель шаматхи.
  Использование ментального изображения в качестве объекта в практике шаматхи.
  Этапы развития шаматхи.
  Достижение шаматхи.
  Использование Не-Мышления в качестве объекта практики шаматхи.
  Поместить ум в его естественное состояние.
  Предполагаемые результаты достижения шаматхи.
  Предварительные замечания к будущей науке созерцания.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *