Личности Осознанность и психотерапия — интервью Дж. Корнфилда

Представляю вашему вниманию интервью известного буддийского наставника Джека Корнфилда, где он размышляет о путях взаимодействия восточных и западных систем трансформации личности. Корнфилд стоит в одном ряду с такими выдающимися практиками как Тик Нат Хан, Шарон Зальцберг, Пема Чедрон, Джозеф Голдштейн, которые принесли практики осознанности на Запад, а также является доктором клинической психологии, что делает его мнение особо ценным в том, что касается связи между осознанностью и психотерапией.

 

Осознанность и психотерапия: интервью с Джеком Корнфилдом.

 

 

Автор: Э.Голдштейн

Оригинал статьи

 

   Для меня огромная честь представить вам одного из подлинных лидеров нашего времени в том, что касается объединения Западной и Восточной систем психологии — Джека Корнфилда. Он стоит в одном ряду с такими выдающимися практиками как Тик Нат Хан, Шарон Зальцберг, Пема Чодрон, Джозеф Голдштейн, которые принесли практики осознанности на Запад. Но это еще не все: Джек Корнфилд также является доктором клинической психологии, что делает его мнение особо ценным в том, что касается связи между осознанностью и психотерапией. Дж. Корнфилд один из сооснователей «Insight Meditation Society» в Барре, Массачусетс и учитель в широко известном ретритном центре «Spirit Rock» в Вудакре. Он преподает в различных центрах и университетских учреждениях по всему миру, совместно с такими учителями как Тик Нат Хан и Его Святейшество Далай Лама. Он автор нескольких популярных во всем мире книг, переведенных на более чем 20 языков, среди которых «A Path with Heart» («Путь с сердцем»), «The Art of Forgiveness, Lovingkindness, and Peace» («Искусство прощения, доброты и мира»), «After the Ecstasy», и его новая книга «The Wise Heart: A Guide to the Universal Teachings of Buddhist Psychology» («Мудрое сердце: Руководство по учениям буддийской психологии»).

   Сегодня мы поговорим с ним о связи между западной и восточной психологии, его работе с доктором Дэном Сигелом и как его личная психологическая травма, полученная в детстве, повлияла на его работу над самим собой и с другими.

 

   Э. Голдштейн: Вы широко известны, как один из ключевых участников набирающего оборот диалога между восточной и западной психологией, а также, как один из немногих, кому искусно удалось соединить оба этих направления. Учитывая те страдания, которыми наполнена жизнь большинства наших читателей, как, на ваш взгляд, эти течения могли бы взаимодействовать и куда, на ваш взгляд, их диалог может привести в рамках нашей культуры?

 

   Дж. Корнфилд: Страдание, которое переживает каждый человек, описывается в буддийской традиции как первая благородная истина Будды. Будда утверждал, что жизнь включает в себя определенную долю страданий и никому не удастся их избежать. Существует удовольствие и боль, потери и приобретения, похвала и критика, слава и потеря репутации. Человеческое счастье и психологическое благополучие не проистекают от избегания всех этих меняющихся обстоятельств, они случаются с каждым из нас. Подлинное счастье приходит от открытости сердца, сострадания, устойчивости и осознанности, мудрости которую мы привносим в нашу жизнь, все это дает нам ощущение перспективы и смысла. В восточной и, в частности, в буддийской психологии есть множество техник для развития сострадания, осознанности, а также гармоничное видение, позволяющее мудро работать со страданием в нашей жизни. Также мы можем научиться, как отделить страдание от тела и эмоций, и трансформировать его энергию.

    Для западной психотерапии также справедлива большая часть вышесказанного. Самая большое различие между Востоком и Западом заключается в том, что основная часть западной психотерапии проходит совместно с другим человеком. В идеале мы можем назвать это, своего рода, «совместным вниманием» или «со-осознанностью», при которых другой человек помогает вам направить внимание и воодушевляет приложить все способности для того чтобы пережить ваш опыт с большей мудростью, большим равновесием и большим состраданием.

    В восточной традиции у вас также, в определенной степени, может быть подобный совместный опыт работы с учителем, но гораздо больший упор делается на продолжительную, регулярную практику, которой вы занимаетесь самостоятельно. Искомые способности развиваются путем повторяющейся практики, снова и снова. Таким образом, Восток и Запад взаимно дополняют друг друга.

 

   Э.Г.: Говоря о взаимодействии Востока и Запада, не могли бы вы немного рассказать нам о вашей работе с психиатром Дэниелом Сигелом, автором книг «Внимательный мозг» («The Mindful Brain») и «Mindsight: The New Science of Personal Transformation.» Я слышала, что вы запустили новый 6-недельный он-лайн курс «Осознанность и Мозг» на вашем сайте («Sounds True»).

 

   Д.К.: Это интереснейшая работа, которую мы разделили с Дэном Сигелом. В ней описывается соединение восточных и западных идей, и в частности подходы современной нейронауки. В курсе рассматривается нейрологическая основа способностей к устойчивости, подлинному присутствию и межличностной настройке, выявленные в многочисленных недавних исследованиях по нейрофизиологии. Способность к состраданию и большей мудрости, которым я учу, могут быть рассмотрены с точки зрения межличностной нейробиологии: как все происходит, и как это вписывается в западную и восточную модели. Дэн также обучает, как можно изучать и развивать эти качества, и как в итоге они могут изменить нас и наши жизни.

 

   Э.Г.: Как и у большинства читателей блога «Mindfulness and Psychotherapy blog», в своей новой книге «The Wise Heart» вы упоминаете, что у вас у самого была сложная, запутанная, болезненная история взаимоотношений в семье. Как история ваших семейных взаимоотношений повлияла на вашу работу над собой и на вашу работу с другими людьми?

 

   Д.К.: Это повлияло на меня в огромной степени. Когда я изменил направление моей учебы в Дортмунде от органической химии и математики, к буддологии и востоковедению, я отчасти искал способы работы со своим внутренним страданием и травмой. Мне не повезло родиться в семье с жестоким, злоупотребляющим своим положением отцом, и этот подсознательный страх я нес в себе. Большая часть моего обучения в буддийских монастырях была посвящена развитию любящей доброты, равностности и осознанности. Но первым делом мне пришлось научиться управляться со страхом, болью и травмой. А еще ненавистью, которую я носил в себе, не подозревая о ее присутствии. Мой отец был полон ярости, и я не хотел быть похожим на него. И вот я обнаружил, что злость была не только в нем, но и, в не меньшей степени, во мне.

    За годы обучения и практики я начал изучать травму, которую я носил в себе, и пути как избавиться от нее в теле, в личной истории, в эмоциях. Путь исцеления строится на осознанности, сострадании, любящей доброте и прощении. Я начал исследовать эти методы на Востоке, а затем после периода монастырского обучения, я начал работать с ними в моей исследовательской и клинической практике в рамках западной психологии.

    Сейчас, когда в ходе ретритов или индивидуальных консультаций я работаю с людьми, которые несут в себе подобные травмы, или подобные наполненные болью истории, я могу сесть рядом с ними и понять их через призму моего собственного опыта. Есть множество способов трансформировать психологическую травму и избавиться от нее и мой обоюдный опыт (как страдающего, так и целителя) позволяет мне лучше понять, что происходит с человеком, и наилучшим образом объединять навыки, полученные мной на Востоке и на Западе. У меня есть опыт практики в присутствии искусного терапевта, который мог обратить мое внимание к внутренним процессам или эмоциям, которые были неосознаваемыми для меня, это действительно имеет значение. В работе с психологическими травмами кто-то должен поддерживать в те моменты, когда тело начинает освобождаться, и нет слов для описания, когда это начинает происходить. Сейчас у меня есть этот опыт и навыки для того чтобы объединить Восток и Запад, интуитивно воспринять, что будет наиболее полезным для человека передо мной.

 

   Э.Г.: Если бы вы сидели напротив человека, который глубоко эмоционально страдает в жизни прямо сейчас, какой совет или рекомендацию вы бы дали ему?

 

   Дж.К.: Очень простой совет для начала. Я полагаю, что самое главное, что я мог бы сделать — это быть полностью присутствующим, находиться рядом и не пытаться давать советы. Просто сидеть и быть здесь-и-сейчас, может быть взять за руку, а если человек не настолько открыт чтобы позволить это — взять за руку в своем сердце, и позволить моему опыту войти в резонанс с его опытом. Приблизиться к его опыту с максимальным состраданием, заботой, перспективой, глубоким дыханием и любовью насколько я смогу. Я бы начал с того, что полюбопытствовал бы, в чем состоит его страдание, отчего происходят его слезы и боль. Я просто хотел бы знать, и не дал бы никакого совета, не услышав четко: что человеку известно, где он находится и чего он ищет.

    Затем, возможно, исходя из этой разделенной способности быть здесь-и-сейчас, я бы попытался передать ему глубокую надежду, что мы можем открыться навстречу всему, что бы ни происходило и продвигаться сквозь любой опыт, каким бы болезненным он ни был. Мне бы хотелось, чтобы он узнал, что его опыт это часть его человеческой природы, часть сложностей дара человеческого рождения, и мы все призваны нести наши горести, также как и наши радости, и ,что бы ни происходило, это еще не конец нашей истории. Наши страдания не определяют, кто мы есть, и мы не обязаны всегда быть их приверженцами. Из-за них мы не видим, что вся жизнь это безграничный, загадочный величественный танец, частью которого мы являемся, благодаря взаимному доверию и способности присутствовать.

 

   Э.Г.: От себя лично я бы хотела поблагодарить вас за все, что вы делаете, и за то, что своей жизнью и работой вы вдохновляете меня и многих других людей.

Лента комментариев

  1. Lercha

    Из интервью складывается впечатление, что профессор этот обычный конъюнктурщик, знающий, что нужно современному человеку, потому что работает с людьми и их психологией и понимает к чему стремятся люди и добавил к этому всему таинственное знание и практику Востока, чтобы было особенно живописно и хорошо оплачивалось. В очередной раз игра с мозгом, рассудком , чувствами и эмоциями. У всего одни корни, всё идет от менталитета и воспитания.

Добавить комментарий для Lercha Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *