Исследования Медитация на сострадание и стресс

Данные нового исследования демонстрируют, что у лиц, практикующих медитацию сострадания, наблюдается укрепление иммунной системы и уменьшение остроты поведенческих реакций на стресс. Исследование было опубликовано в журнале «Psychoneuroendocrinology» в 2008 году. Любопытно, что исследуются эффекты, уже не ставшей привычной медитации осознанности, а тибетской системы тренировки ума — лоджонг…

Медитация на сострадании может усилить физический и эмоциональный ответ организма на стрессовую ситуацию.

 

   К настоящему времени накоплен довольно большой объем научных данных, свидетельствующих о влиянии практик медитации на автоматические реакции нашего организма на стресс. Этот массив включает в себя, в том числе, и многочисленные исследования о влиянии медитации на иммунную и нейроэндокринную системы организма. Так, например, Дэвидсон с коллегами показали, что практика медитации осознанности ведет к увеличению количества антител после соответствующей вакцинации против гриппа (Davidson et al., 2003). Профессор Карлсон с командой исследователей выяснили, что на ранних стадиях рака у участников программы снижения стресса на основе осознанности (MBSR) уменьшилось количество моноцитов (Carlson et al.,2003, 2007). А доктор Танг продемонстрировал снижение выброса кортизола в ответ на стресс-тест у прошедших тренинг по программе «интегративной медицины», включавшей элементы медитации (Tang et al., 2007).  
   Данные нового исследования демонстрируют, что у лиц, практикующих медитацию сострадания, наблюдается укрепление иммунной системы и уменьшение остроты поведенческих реакций на стресс. Исследование было опубликовано в журнале «Psychoneuroendocrinology» в 2008 году.
   «В то время как много научного внимания уделяется исследованию медитативных практик, фокусирующихся на успокоении ума, улучшении внимания, или развитии осознанности, почти совсем ничего не известно о практиках медитации, разработанных для развития сострадания», — говорит геше Лобсанг Тензин Неги, PhD, разработчик и инструктор программы медитации, которая использовалась в данном исследовании. Геше Неги является старшим преподавателем кафедры религий, одним из руководителей «Emory Collaborative for Contemplative Studies», а также духовным руководителем «Drepung Loseling Monastery, Inc». Исследование, о котором пойдет речь, фокусировалось на влиянии медитации сострадания на нейроэндокринные и поведенческие реакции на психологический стресс, одновременно ученые пытались оценить, в какой степени практика медитации сострадание способна оказать влияние на стресс-реактивность.
   «Наши открытия указывают на то, что практика разновидности медитации, направленной на развитие сострадания может повлиять на привычные физиологические способы переживания стресса, вызывающие болезни», — объясняет Чарльз Л. Рэйсон, доктор медицины, клинический руководитель программы «Mind-Body Program» на факультете психиатрии и поведенческих наук Университета Эмори (Emory University\’s Department of Psychiatry and Behavioral Sciences) и, одновременно, один из ведущих исследователей.
   В описываемом исследовании приняли участие 61 студент в возрасте от 17 до 19 лет. Половина из них, выбранная случайным образом, занималась в течение 8 недель практикой медитации на сострадании. Вторая половина, составившая контрольную группу, принимала участие в коллективных обсуждениях проблем здоровья.
   Хотя программа медитации была преподнесена участникам в сугубо светском ключе, она базировалась на тысячелетней тибетской практике тренировки ума, называемой «лоджонг». Методы «лоджонга» используют аналитический, когнитивный подход для того чтобы противостоять автоматическим мыслям и эмоциям в отношении окружающих. При этом ставится долгосрочная цель — развить альтруистические чувства и модели поведения по отношению ко всем людям. Каждое групповое занятие программы включало в себя изучение теории, коллективные дискуссии и практику медитации.
   Медитация на сострадании, входящая в систему «лоджонг», включает в себя 2 основных элемента.
    1) начальная стадия, на которой исследуются все аргументы для того чтобы установить, что повседневное привычное разделение людей на «друзей», «врагов» — это просто привычка ума, имеющая мало общего с подлинной природой человеческих отношений;
    2) на второй стадии практикующий порождает спонтанное ощущение эмпатии и любви ко все расширяющемуся кругу людей, начиная с себя, и заканчивая теми, с кем он конфликтует и кого он недолюбливает.
   В рамках тибетской традиции буддизма практики концентрации (шаматха) и осознанности (випассана) используются в качестве подготовительных техник для тренировки медитации сострадания. В соответствии с этой традицией участники программы в течение 2-х недель изучали техники концентрации и осознанности.
 

   Структура программы:
    Неделя 1. Развитие базовых навыков концентрации и спокойствия ума. Участники обучаются базовым практикам управления вниманием (шаматха) и используют дыхание как объект для концентрации.
    Неделя 2. Введение в практику осознанности (випассана). Участников обучают техникам безоценочного наблюдения процессов в теле и уме.
    Неделя 3. Используя техники концентрации и осознанного наблюдения, исследуется всеобщий характер стремления людей к счастью и всеобщность желания избежать страданий. Это исследование используется как предпосылка для развития сострадания к самому себе.
    Неделя 4. Продолжается медитация на том, что все существа стремятся к счастью и хотят избежать страдания. Для достижения этих целей они вступают в борьбу и вредят окружающим. В свете этих открытий  исследуется эфемерность и изменчивость категорий «друг», «враг». Участники стремятся осознать, что инстинктивное разделение на эти категории не имеет никакого отношения к реальности.
    Неделя 5. Медитативные размышления о недостатках эгоизма и зацикленности на своем «я» и преимуществах альтруистического мышления заботы о других. Участники используют медитативные техники для порождения сострадания и понимания тех, кто эмоционально значим для них.
    Неделя 6. Медитация направлена на порождение сострадательного отношения не только к друзьям, но и незнакомым людям, людям которые не нравятся участникам.
    Недели 7-8. Практика медитации дома под аудиозапись.
 

 

   Контрольная группа в течение такого же количества времени обсуждала темы, связанные с физическим и психическим здоровьем студентов колледжа, включая такие темы, как управление стрессом, злоупотребление наркотиками, нарушения пищевого поведения. Использовались такие методы как групповые дискуссии и ролевые игры. Обе группы провели по 12 часов групповых занятий. Практикующим медитацию предлагалось уделять внимание практике дома (для этого им давался компакт-диск с записями медитаций), а контрольная группа должна была вести еженедельный журнал, того что было предпринято для улучшения своих реакций на стресс.
   После окончания «учебного» периода участники обеих групп были подвергнуты тесту на стресс в лабораторных условиях, с целью выявить, как системы их организма реагируют на психологический стресс. Особых различий между студентами обеих групп выявлено не было, но внутри группы практиковавших медитацию, была выявлена строгая зависимость между временем, проведенным в медитации и ослаблением уровня эмоционального стресса в ответ на стимул.
   В соответствии с этим, когда группа «медитирующих» была разделена на две подгруппы «активных практиков» и «малопрактикующих», группа «активных практиков» показала заметные отличия в борьбе с психологическим стрессом по сравнению с контрольной группой и группой «малопрактикующих».  
   «Для того чтобы однозначно показать, что именно практика медитации сострадания ведет к снижению ответных реакций на стресс, в будущем требуется провести подобный эксперимент со стресс-тестами до и после программы обучения», — говорит один из соавторов исследования Т.Пэйс (Thaddeus W.W. Pace, PhD), ассистент профессора на факультете психиатрии и поведенческих наук в том же университете. «Но даже начальные результаты вдохновляют. Если практика медитации на сострадание позволяет снизить реакции возбуждения, это может действительно помочь предотвратит многие заболевания связанные со стрессом, в том числе депрессии, заболевания сердца и диабет»
   С ним соглашается доктор Рэйсон: «Основываясь на многообещающих открытиях этого исследования, мы планируем предложить классы по обучению медитации на сострадание пациентам нашего онкологического отделения, и продолжить сотрудничество с Институтом Здоровья (Emory Predictive Health Institute) для выяснения потенциальных долгосрочных последствий практики медитации для здоровья и психологического благополучия».   

   Источники:
    1. Пресс-релиз Emory University — Compassion Meditation May Improve Physical and Emotional Responses to Psychological Stress
    2. Статья — «Effect of compassion meditation on neuroendocrine, innate immune and behavioral responses to psychosocial stress»,  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *