Исследования Медитация осознанности и нейронные сети счастья

Философы и созерцатели настаивают, что жизнь в «настоящем моменте» делает человека счастливее. Тем не менее, наиболее распространенным состоянием человеческого сознания является «ум блуждающий сам по себе». В таком состоянии активируются нейронные сети ненаправленной активности (DMN), связанные с процессами самоидентификации. Группа исследователей из Йельского университета установила, что активность в ключевых узлах DMN заметно снижалась у опытных практиков медитации. Данное исследование предлагает новый взгляд на нейрофизиологические механизмы, стоящие за такими эффектами практики медитации, как повышение субъективного ощущения счастья…

Медитация осознанности и нейронные сети счастья.

 

  Многочисленные философы и опытные практики созерцания настаивают, что жизнь в «настоящем моменте» делает человека счастливее. Тем не менее, наиболее распространенным состоянием человеческого сознания является «ум блуждающий сам по себе». Это состояние коррелирует с ощущением себя несчастным. При этом одновременно активируются нейронные сети, связанные с процессами самоидентификации. 
   Группа исследователей из Йельского университета (Yale University) в США, под руководством Джадсона Брюэра (Judson A. Brewer) установила, что активность в ключевых узлах нейронной сети ненаправленной активности (DMN) заметно снижалась у опытных практиков медитации. Активность была снижена в медиальной префронтальной, и задней поясной области коры мозга. 
   В соответствии с современными моделями в нашем мозге выделяют различные нейронные сети, в частности, «нейронная сеть ненаправленной активности» (default mode network, DMN) и «нейронная сеть целевой активности» (task positive network, TPN). Как установлено ранее DMN поддерживает центрированные на себе мысли, а TPN лежит в основе ориентированного на результат мышления, необходимого для решения проблем. Установлено, что, например, у страдающих от депрессии повышается уровень активности DMN по отношению к TPN, что связано с преобладанием неадаптивных и депрессивных размышлений по сравнению с адаптивными и мотивирующими мыслями. Более активная работа нейронной сети ненаправленной активности (DMN) связана с высокой тревожностью, низкой результативностью и более тяжелой депрессией.
   Указанное исследование Дж. Брюэра выявило влияние практики медитации на нейронную сеть ненаправленной активности (DMN = default mode network). DMN играет важную роль в самосознании (помогает нам четче понимать, кто мы есть) и, одновременно, участвует в процессах беспорядочного блуждания ума. Такое блуждание может быть полезным, например, при решении творческих задач. Большинство людей проводят в таком состоянии до 50% времени, без малейшего проблеска осознания того, что же они делают на самом деле. [Killingsworth MA, Gilbert DT (2010) «A wandering mind is an unhappy mind» (перевод)] Это означает, что мы не имеем понятия о том, что мы делаем примерно половину времени нашей жизни, в то время как наш ум переходит от одной мысли к другой: от сожаления — к пережевыванию обид, от мыслей о прошлом — к мечтам о будущем… В более ранних исследованиях было доказано, что длительное и частое пребывание в состоянии «блуждающего ума» скорее ведет к ощущению неудовлетворенности. Обычно мы ощущаем себя более счастливыми, если наш ум не блуждает.[Killingsworth MA, Gilbert DT (2010)]. Исключение — когда мы переходим от одной радостной мысли к другой. Но приблизительно две трети наших мыслей — это мысли, вызывающие стресс или в лучшем случае — нейтральные и они приводят нас в состояние неудовлетворенности или вызывают страдания.
   В ходе исследования Дж. Брюэра проводилась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) мозга опытных практиков медитации осознанности. Всего в эксперименте приняло участие 12 опытных практиков медитации осознанности (около 10 лет практики, в среднем 10 565 часов медитации) и 13 добровольцев без опыта медитации (контрольная группа).
   Использовалось 3 типа медитации, изучаемые в стандартном курсе освоения осознанности (типа MBSR):
    1) концентрация на дыхании (Инструкция участникам: «Сосредоточьте внимание на физическом ощущении вашего дыхания в том месте, где вы его чувствуете наиболее сильно. Следуйте за естественным дыханием, не стараясь его изменить. Просто направьте на него свое внимание. Если вы обнаружите что внимание ушло, мягко, но уверенно вернитесь к ощущению»); 
    2) медитация «любящей доброты» (Инструкция участникам: «Вспомните момент жизни, когда вы по- настоящему желали кому-нибудь счастья… пауза… Используя это чувство как образец, желайте счастья всем живым существам, повторяя снова и снова короткую фразу, на ваш выбор, про себя… Например, «Пусть все будут счастливы, пусть все будут здоровы, пусть все будут в безопасности…»);
    3) медитация на безобъектной осознанности (Инструкция участникам: «Направьте ваше внимание на все, что появляется в поле вашего осознания: мысли, ощущения тела, эмоции… Просто следите за ними до тех пор, пока что-то новое не появится в поле вашего осознания. Не цепляйтесь за происходящее, не пытайтесь изменить или прореагировать на происходящее. Когда что-то появилось, просто наблюдайте, позвольте ему исчезнуть и прийти новому объекту…»).
   По результатам исследования было сделано 2 вывода:
    1. Активность DMN была ниже у практиков медитации. Они же сообщили в самотчетах о меньшем блуждании ума, по сравнению с контрольной группой. Активность DMN была ниже у медитирующих, как в процессе медитации, так и в состоянии покоя. Это еще одно доказательство того, что медитация может способствовать улучшению эмоционального состояния практикующего, и, снижая активность DMN, в целом делать его более счастливым.
    2. У практикующих медитацию наблюдалась значительно большая связанность между различными участками сети DMN по сравнению с участниками контрольной группы. Более качественная связь наблюдалась между задней частью поясной извилины, спинной передней поясной корой, а также дорсолатеральной префронтальной корой (все участки связаны с самоконтролем и когнитивным контролем). Это свидетельствует, что медитация осознанности ведет к росту связей между ключевыми участками мозга, входящими в DMN, и возможно, делает всю систему более эффективной, с точки зрения обмена информацией. Сьюзен Смайли, Ph.D., руководитель «Mindful Awareness Research Center» (MARC), рассказывая о результатах данного исследования в своей статье, проводит аналогию с оркестром, «в котором есть духовые, струнные, ударные инструменты, но все они должны быть настроены в одной тональности». Аналогично практика медитации гармонизирует деятельность различных участков сети DMN.
   Также, у практиков медитации отмечено снижение активности в амигдале в процессе выполнения медитации «любящей доброты». Гиперактивная амигдала (миндалина) связана с ощущением тревожности, беспокойства.
   Данное исследование предлагает новый взгляд на нейрофизиологические механизмы, стоящие за уже хорошо известными известными эффектами практики медитации.

   О связи «блуждания» ума и субъективного ощущения счастья можно прочесть в статье «Блуждающий ум — несчастный ум».

   Источники:
    1. «Mind-wandering and mindfulness» by Susan L. Smalley, Ph.D.
    2. «Meditation experience is associated with differences in default mode network activity and connectivity»
    3. http://contemplativemind.wordpress.com/2012/02/05/the-wandering-mind-vs-mindfulness/
    4. «Мысленная жвачка и мозг депрессивного пациента» — medportal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *