Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.2

… окончание Главы 1 книги Матье Рикара «Искусство медитации»… Почему простого желания измениться недостаточно, что такое медитация и какой эффект изменение своего ума может иметь для качества жизни.

 

 

   Матье Рикар «Искусство медитации» — Предисловие

   Матье Рикар «Искусство медитации» — Глава 1 — Часть 1


 

   Простого желания недостаточно
   Мы не можем выбрать кто мы есть, но мы можем желать развития. Это желание задаст направление нашему уму. Но простого желания измениться недостаточно, нужно каким-то образом начать действовать.
   Нам не кажется странным тратить годы на то чтобы научиться ходить, читать, писать, освоить профессию. Чтобы находиться в хорошей спортивной форме мы проводим часы в тренировках, например усердно накручивая педали велотренажера который не сдвигается с места. Чтобы начать любое дело, нужно испытывать определенный интерес и энтузиазм, проистекающий из осознания всех выгод выбранного занятия.
   По какой причине процесс изменения ума может избежать подобных требований? Можно ли изменить себя без малейшего усилия, просто желая этого. Думать так имеет не больше смысла, чем надеяться блестяще сыграть концерт Моцарта изредка бренча на пианино.
   Мы предпринимаем массу усилий для улучшения наших внешних условий существования, но в конечном итоге — это именно ум переживает наш опыт и интерпретирует его в терминах страданий и удовольствия. Если мы изменим способ восприятия окружающего мира умом — мы изменим качество нашей жизни. Это изменение происходит в результате тренировки ума, что мы и называем медитацией.

   Что значит «медитировать»? 
   Медитация это практика, позволяющая порождать и развивать определенные базовые человеческие качества точно таким же образом, как другие способы тренировки учат читать, играть на музыкальном инструменте или осваивать любой другой навык.
   С точки зрения этимологии, слово «медитация» на санскрите звучит как «бхавана» и означает «культивировать», а на тибетском — «гом», что означает «привыкать», «свыкаться». В целом речь идет о привыкании к точному и ясному видению вещей, и культивировании качеств, которые подспудно есть в каждом из нас, но в данный момент не проявляются, поскольку мы ничего не делаем для их развития.
   Некоторые считают, что в медитации нет никакой необходимости, поскольку постоянного потока событий происходящих в жизни достаточно, чтобы сформировать наш мозг и  научить действовать надлежащим образом. Нет сомнений, что именно благодаря этому взаимодействию с миром развивается большинство наших способностей, например таких как чувства. Однако можно достичь гораздо большего. Научные исследования в сфере нейропластичности доказывают, что любые формы тренировки приводят к заметным изменениям в мозге как на функциональном так и на структурном уровне.
   Начнем с того, что зададим себе вопрос, чего мы действительно хотим в этой жизни. Довольствуемся ли тем, чтобы проживать день за днем как придется? Не увидим ли в глубине себя постоянную всепронизывающую печаль, и жажду счастья и полноты?
   Привыкнув считать свои недостатки неизбежной частью жизни, потерпев не одну неудачу в борьбе с ними мы полагаем такое положение вещей неизбежным, не отдавая себе отчета, что можно вырваться из этого заколдованного круга.
   С точки зрения буддизма, каждое живое существо обладает способностью к Просветлению, ровно тем же образом, «как каждое зерно кунжута насыщено маслом», так утверждают тексты. Несмотря на это, пользуясь другим традиционным сравнением, мы блуждаем в заблуждениях подобно нищим, которые одновременно богаты и бедны, поскольку не знают что под их лачугой зарыты несметные сокровища. Цель буддийского пути вернуть владение этим забытым сокровищем и придать нашей жизни глубочайший смысл.

   Измениться чтобы поменять мир
   Развивая внутренние достоинства мы становимся способны все лучше помогать окружающим. Личный опыт, хотя он и является в начале единственной основой, должен в дальнейшем позволить шире взглянуть на мир, принять в расчет потребности людей вокруг нас. Все мы зависим друг от друга и никто не желает страдать. Быть «счастливым» в окружении миллионов несчастных, даже окажись это возможным, было бы полным абсурдом. Поиск счастья исключительно для себя изначально обречен на неудачу, поскольку именно эгоцентризм и есть источник нашего несчастья. «Когда эгоистическое счастье становится единственной целью жизни, такая жизнь, скорее, совсем бесцельна», писал Ромен Роллан. Даже обладая всеми внешними атрибутами счастья невозможно по-настоящему стать счастливым не задумываясь о благе остальных. И напротив, альтруистическая любовь и сострадание лежат в основе подлинного благополучия.
   Все вышесказанное не проистекает из простого морализаторства, а просто отражает реальность. Поиск счастья только для себя это гарантированный путь к тому чтобы не стать счастливым самому, и помешать обрести счастье окружающим. Конечно, можно верить, что стоит обособиться от других и собственное благополучие будет гарантировано (если каждый борется за свое счастье то весь мир быстро станет счастливым!). К сожалению, достигаемый в этом случае результат будет обратным тому к которому мы стремимся. Раздираемые между надеждами и страхами мы превратим свою жизнь в катастрофу и разрушим жизни людей вокруг нас. В конце концов проигравшими окажутся все.
   Одна из основных причин такой ошибки это то, что мир не состоит из независимых и обособленных сущностей, которые по своей природе красивы или безобразны, враждебны или дружелюбны. Живые существа и прочие объекты полностью взаимозависимы и постоянно изменяются. Более того, составляющие их элементы также существуют только относительно друг друга. Эгоцентризм, без конца вступая в противоречие с этой реальностью, способен породить лишь разочарование.
   Любящая доброта (чувство, в соответствии с буддийским воззрением, состоящее в желании счастья всем живым существам) и сострадание (определяемое как желание избавить  других от страдания и его причин) — это не просто благородные чувства. Они находятся в гармонии с реальностью вещей. Мириады существ хотят избежать страдания, точно также как и мы сами. И поскольку мы все взаимозависимы, наше счастье и наше страдание тесно связаны с состоянием всех остальных. Развивать любовь и сострадание выгодно по двум причинам: практика показывает что эти чувства облагодетельствуют нас самих, а поведение, основанное на этих чувствах оценивается окружающими как позитивное.
   Если существует искренняя заинтересованность в благополучии и страдании окружающих, возникает необходимость думать и действовать правильно и обдуманно. Чтобы  действия направленные на помощь другим по настоящему имели благие последствия необходимо руководствоваться мудростью, которая постигается лишь в медитации. В конечном итоге смысл существования медитации это изменить себя чтобы лучшим образом изменить мир, или другими словами стать более совершенным человеческим существом для того чтобы лучшим образом служить другим. Это позволяет придать жизни возвышенный смысл.

   Глобальный эффект
   Хотя основной целью медитации является преобразование способа переживания опыта, оказалось, что практика медитации оказывает благотворное влияние на здоровье. В последние десятилетия крупные американские университеты, как Университет Мэдисон в Висконсине, Гарвардский Университет, Университет Беркли, а также исследовательские центры в Цюрихе и Маастрихте в Европе вели интенсивные исследования в области влияния медитации на мозг в краткосрочной и долгосрочной перспективе.  Опытные практики, которые провели в медитации в сумме от 10 до 60 тысяч часов продемонстрировали высочайшую способность к концентрации, недоступную начинающим. Они оказались способны, например, поддерживать почти неотрывное сосредоточение  в течение 45 минут, выполняя различные простые задания, в то время как большинство людей, не имеющих подобной подготовки, могли удовлетворительно справляться с ними не более 5-10 минут, после чего количество ошибок начинало зашкаливать. Опытные практикующие способны порождать и поддерживать в уме точно определенные состояния исключительной силы в течении длительного времени. Эксперименты показали, что зона мозга связанная с такой эмоцией как сострадание демонстрирует заметно большую активность у лиц, имеющих длительную медитативную практику. Эти открытия наглядно демонстрируют, что человеческие способности можно безгранично развивать с помощью тренировки ума.
   Хотя детальный анализ научных данных выходит за рамки этой книги, нельзя не упомянуть, что все возрастающее число исследований показывает, что практика медитации в краткосрочной перспективе:
    — заметно снижает стресс (негативное влияние которого на здоровье уже установленный медицинский факт),
    — снижает  тревожность,
    — снижает тенденцию к проявлению гнева (что увеличивает вероятность выздоровления после кардиохирургических вмешательств);
    — уменьшает вероятность повторных приступов депрессии у лиц уже переживших не менее двух подобных случаев.
   Восьминедельный курс медитации (типа MBSR), по 30 минут в день сопровождается заметным усилением иммунной системы и устойчивости внимания, увеличением частоты проявления позитивных эмоций, снижением артериального давления у больных гипертонией, ускорением излечения псориаза.  Исследование влияния состояний сознания на здоровье, раньше воспринимавшееся как фантазия, все чаще и чаще фигурирует в научной повестке дня.
   Нет нужды в громогласных заявлениях, но важно подчеркнуть насколько медитация и «тренировка ума» способны изменить жизнь. Мы склонны сильно недооценивать преобразующую силу ума, и последствий этой «внутренней революции» — мягкой но глубокой — для качества нашей жизни.
   Полноценная жизнь — это, отнюдь, не существование, наполненное лишь чередой приносящих удовольствие эмоций. Напротив, такая жизнь состоит в преобразовании способа, которым мы  воспринимаем и переживаем все ее риски. Тренировка ума позволяет не только излечивать сознание от «психических ядов» — ненависти и привязанности, которые буквально «отравляют» наше существование, но и позволяет лучше понять, как функционирует наш ум и достигнуть более точного восприятия действительности. Именно благодаря этому точному восприятию действительности мы способны бесстрастно встречать лицом к лицу все взлеты и падения этой жизни и извлекать из них глубокие уроки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *