Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.1

Отрывки из первой главы книги Матье Рикара «Искусство медитации». Автор отвечает на вопрос зачем стоит тратить время на медитацию, с точки зрения буддизма…

  Глава 1. ДЛЯ ЧЕГО МЕДИТИРОВАТЬ?

 

   Посмотрим честно на наше существование. Какова наша жизнь? Каковы были до настоящего момента наши приоритеты, и что мы планируем на остаток жизни?

   Мы представляем собой сочетание света и тени, достоинств и недостатков. Явяется ли это наилучшей формой существования, неизбежным состоянием дел? И если это не так, то как это исправить?  Эти вопросы должны быть поставлены, особенно, если мы испытываем чувство, что изменения желательны и возможны.

   Однако, на Западе, из-за множества дел, которые отнимают с утра до вечера основную часть нашей энергии, у нас не так уж много возможностей интересоваться фундаментальными причинами счастья. Нам кажется, более или менее осознано, что чем больше у нас дел, чем острее наши переживания, тем бледнее становится чувство неудовлетворенности. В реальности же большинство, напротив, разочаровано и подавлено современным образом жизни. Они чувстуют себя потеряными, но не видят никакого выхода из сложившейся ситуации, поскольку знакомые традиции, ратующие за преобразование себя устарели. Техники медитации имеют своей целью преобразовать ум. Нет никакой нужды наклеивать на них религиозные ярлыки. У каждого из нас есть ум и каждый может над ним трудиться.

   Нужно ли нам меняться?

   Редко кто из нас осмелится утверждать, что в его жизни или опыте нет ничего, что стоило бы изменить. Некоторые полагают, что их недостатки и конфликтные чувства вносят свой вклад в богатство жизни и именно эта уникальная алхимия делает их тем, чем они являются на самом деле — неповторимой личностью. Они полагают, что должны научиться принимать себя такими какими есть, любить свои недостатками в той же мере, что и достоинства. Другие рискуют прожить всю свою жизнь в хронической неудовлетворенности, не отдавая себе отчет, что могли бы заметно улучшить свою жизнь ценой небольших усилий и размышления.
   Вообразим, что нам предложили провести целый день, испытывая ревность. Кто из нас принял бы подобное с удовольствием? И наоборот, если бы нас пригласили провести тот же самый день, но с сердцем наполненным любовью к окружающим, большинство из нас нашло бы этот вариант гораздо более предпочтительным.
   Наш ум зачастую взволнован. Нас одолевают болезненные размышления, охватывает гнев, ранят грубые слова других людей. Кто сейчас же не захотел бы взять под контроль свои эмоции, чтобы освободиться и стать хозяином самому себе? Мы с легкостью отдаемся на волю этих мучительных вспышек и, не зная как взяться за себя, предпочитаем думать, что «такова человеческая природа». Тем не менее, не все что «природно» желательно. Мы знаем, например, что болезни — это участь всех живых существ, но это не мешает нам обращаться к врачу, когда мы больны.
   Мы не хотим страдать. Никто не просыпается утром с мыслью: «Хоть бы мне испытывать страдание сегодня, а по возможности и всю жизнь». Что бы мы не делали, начинаем ли мы важное дело или повседневную работу, вступаем в серьезные отношения или в случайную связь, просто прогуливаемся по лесу или готовим чашку чая, во всех этих случаях мы надеемся получить что-то благоприятное для себя или для окружающих. Если мы уверены, что в результате мы получим только страдания, мы просто не действуем.
   Иногда мы испытываем мгновения внутреннего умиротворения, любви, ясности, но большую часть времени эти состояния мимолетны и быстро уступают место другим   состояниям ума. Однако легко понять, что если уделить внимание тренировке этих редких состояний ума, то это может кардинально изменить нашу жизнь. Все мы знаем, что было бы желательно стать более совершенными людьми, изменить наш внутренний мир и попытаться облегчить страдание других, внести позитивный вклад в их жизнь.
   Никто не думает, что без внутренних конфликтов жизнь пресна и безвкусна. Всем нам знакомы вспышки гнева, жадности или ревности. Равным образом все мы ценим доброту, удовлетворенность и радость видеть других счастливыми. Очевидно, что чувство гармонии связанное с любовью к другому имеет свою собственную независящую ни от чего ценность. Также обстоит дело с терпением, щедростью и другими достоинствами. Если мы научимся развивать альтруистическую любовь и внутренний покой, и в то же время наш эгоизм и  связанное с ним разочарование уменьшатся, наша жизнь при этом нисколько не потеряет в своем богатстве.

Возможно ли изменение?

   Таким образом настоящий вопрос состоит не в том — нужно ли нам меняться, а в том — можем ли мы поменяться? В конце концов можно подумать, что раздражающие эмоции настолько  тесно связаны с нашим умом, что избавиться от них можно только уничтожив часть нас самих. Определенно, наши черты характера едва ли склонны меняться. Наблюдая с интервалом в несколько лет редко встретишь вспыльчивого человека, который превратился бы в терпеливого,  мятущегося, который обрел бы внутренний покой или гордеца, внезапно ставшего скромным. Однако иногда, как бы редко это не случалось, такие изменения происходят и эти факты показывают, что трансформация возможна. Наши черты характера существуют ровно настолько, насколько мы им позволяем существовать, ничего не делая для того чтобы их исправить, позволяя нашим предрасположенностям и автоматическим реакциям доминировать, отвоевывать у нас мысль за мыслью, день за днем, год за годом. Но они отнюдь не незыблемы.
   Злоба, жадность, ревность и другие яды ума бесспорно являются частью нашей человеческой природы, но можно быть частью чего-то, совершенно разным образом. Так, например, вода может содержать цианид и приводить людей к смерти, с другой стороны, смешанная с лекарством, вода способна поставить на ноги больного. Между тем, химическая формула воды остается неизменной. В ней самой ничто не становится ядовитым или лечебным. Различия в свойствах воды временны и случайны, как и наши эмоции, наши перепады настроения и наши черты характера.

Основное свойство сознания
 
   Мы понимаем основное свойство сознания в тот момент, когда осознаем, что его главное качество — это свойство просто «познавать», и оно само по себе ни хорошее, ни плохое. Если посмотреть поверх бурлящего потока мыслей, чувств и мимолетных эмоций, который протекает через наш ум с утра до вечера, мы можем отметить присутствие этого ключевого аспекта сознания, который лежит в основе любого акта восприятия. Буддизм определяет это качество как «Ясный Свет», поскольку оно освещает все происходящее как во внешнем, так и во внутреннем мире чувств, эмоций, рассуждений воспоминаний, надежд и страхов, позволяя нам их воспринимать. И хотя эта способность познавать лежит в основе каждого движения ума, сама по себе она никак не может быть им затронута. Луч света способен осветить как ненавидящее лицо так и улыбающееся, как драгоценность так и кучу мусора, но сам свет по своей природе ни хорош ни плох, ни чист, ни грязен. Это наблюдение позволяет понять, что наш внутренний мир, содержание наших мыслей наш опыт могут быть изменены.  Именно эта нейтральная и «ясная» основа сознания дает то необходимое пространство, которое позволяет нам наблюдать психические события вместо того, чтобы отдаться на их волю, а затем и создать условия для их трансформации.

 

Читать далее Ч.2 главы 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *