Новости Матье Рикар — Медитация и нейронаука

Не так уж и много найдется на свете людей способных более компетентно, чем Матье Рикар рассуждать на тему взаимодействия науки и буддизма. Он получил образование молекулярного биолога и буддийского монаха, и уже более 30 лет вносит огромный вклад во все более плодотворный диалог между ученными и буддийскими практиками. Нередко он сам становился объектом научных исследований. В статье, Матье Рикар рассказывает о некоторых открытиях и их возможном применении в будущем…

Нейронаука и медитация.

 

   Автор: Матье Рикар
   В 2000 году в Дхарамсале, в Индии, произошла знаменательная встреча. Несколько лучших специалистов в области эмоций, психологии, нейрофизиологии и философии провели целую неделю в дискуссиях с Его Святейшеством Далай-Ламой в тиши  его резиденции в предгорьях Гималаев. В тот раз я впервые принимал участие в интереснейших встречах, организованных «Институтом Ума и Жизни» (The Mind and Life Institute), который был основан в 1987 году известным нейрофизиологом Франциско Варелой и Адамом Энглом, американским бизнесменом. Речь шла о деструктивных эмоциях и способах справляться с ними.
   Во время встречи, однажды утром, ЕС Далай-Лама заявил: «Все наши обсуждения, конечно очень интересны, но что конкретно мы можем принести обществу?» Во время завтрака участники вовлеклись в активную дискуссию, которая привела к предложению начать широкомасштабную программу исследований эффектов тренировки ума (или другими словами — «медитации») в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Уже после обеда, в присутствии Далай-Ламы этот проект был с энтузиазмом одобрен. Так было положено начало увлекательнейшей программе исследований — «созерцательной нейронауке».
   Многочисленные исследования, в которых я имел возможность поучаствовать, были начаты в лабораториях, Франциско Варелы во Франции (к сожалению уже ушедшего от нас), Ричарда Дэвидсона и Антуана Луца в Мэдисоне (Висконсин), Пола Экмана и Роберта Левенсона в Сан-Франциско и Беркли, Джонатана Коэна и Брента Филда в Принстоне, Стефана Косслина в Гарварде и Тани Зингер в Цюрихе.
   После окончания начальной стадии исследований, десяток опытных практиков медитации были подвергнуты разнообразным тестам: монахи и миряне, мужчины и женщины, представители западной и восточной культур, все с опытом от 10 000 до 50 000 часов медитаций, направленных на развитие сострадания, альтруизма, сосредоточения и осознанности. Многочисленные статьи в престижных научных журналах подчеркнули важность этого проекта, и признали необходимым дальнейшие исследования в области медитации и управления эмоциями, сферы, которые раньше не принимались в науке всерьез. По словам Ричарда Дэвидсона: «Похоже, эти работы демонстрируют, что человеческий мозг может быть обучен и изменен в такой степени, в какой никто и не мог и представить». Кроме того, Стефан Косслин, руководитель кафедры психологии в Гарвардском университете и мировой специалист в области картирования мозга, заявил на заседании «Института Ума и Жизни»: «Мы должны склонить голову перед тем массивом уникальных эмпирических данных, которые нам предоставили мастера созерцания буддийской традиции».

    Глобальные выгоды.
   Опытные практики медитации способны порождать тщательно выверенные, мощные и устойчивые состояния ума. Исследования показали, что участки мозга, связанные с такими эмоциями, как, например, сострадание, демонстрируют большую активность у лиц, долгое время практиковавших медитации. Эти данные указывают на тот факт, что человеческие качества могут безгранично развиваться с помощью ментальной тренировки. Другие исследования показывают, что не обязательно быть «профессиональным» созерцателем, чтобы ощутить на себе положительные эффекты медитации: всего 20 минут практики в день приводят к снижению тревожности, стресса, склонности к гневу (вред которого для здоровья доказан), снижают риск рецидива депрессии (в случае хронического заболевания). Восемь недель медитации по программе MBSR, по 30 минут в день, ведут к заметному усилению иммунной системы, росту устойчивости внимания, и одновременно, к снижению уровня артериального давления (у страдающих от гипертонии), и ускорению излечения от псориаза. На практике не обязательно медитировать в течение длительного времени, важна регулярность. Если мозг тренируется регулярно, то 30 дней достаточно чтобы проявились изменения на нейронном уровне. Научные исследования влияния состояний ума на здоровье, казавшиеся раньше фантастикой, сегодня все более выходят на повестку дня.
   Без стремления к какой бы то ни было сенсационности, нужно отметить насколько медитация и тренировка ума могут изменить жизнь. Мы склонны недооценивать свою способность к трансформации ума и последствия такой «внутренней революции», мягкой и глубокой, для качества нашей жизни.

    Никогда не поздно измениться.
   Зачастую ЕС Далай-Лама описывает буддизм, как, в первую очередь, науку ума. И в этом нет ничего удивительного, ведь буддийские тексты в особенности настаивают на том, что все духовные практики, практики тела, речи или ума, прямо или косвенно предназначены для трансформации ума. Между тем, как пишет Йонге Мингьюр Ринпоче: «…одной из главных трудностей, с которой сталкивается каждый, взявшийся за исследование своего ума, является глубокая убежденность, зачастую неосознанная, что мы такие, какие мы есть и ничего нельзя с эти поделать». В действительности же, то состояние, которое мы расцениваем как «нормальное», является лишь отправной точкой, а никак не конечной целью. Наша жизнь допускает гораздо больше! Шаг за шагом можно достичь более «совершенного» образа жизни.
   Как-то раз был задан вопрос, по поводу похищения Ингрид Бетанкур — франко-колумбийской политической деятельницы, которая вела свою кампанию в Колумбии: «Шесть лет заточения в экстремальных условиях могут ли изменить личность?» [От пер.: Ингрид Бетанкур, колумбийский политик, кандидат в президенты, была похищена колумбийскими партизанами, и провела 6 лет в качестве заложника в плену, в джунглях] Один именитый психолог ответил: «Нет. После 25 лет ваша личность остается неизменной».  Лично я только начал меняться в возрасте 25 лет. И то же самое происходит с большей частью занимающихся всерьез практикой медитации.
   До какой степени можно обучить ум действовать в конструктивной манере? Можно ли заместить одержимость — удовлетворенностью, беспокойство — уравновешенностью, а ненависть —  доброжелательностью? Двадцать лет в кругах нейрофизиологов почти никем не ставилась под сомнение догма о том, что мозг содержит все нейроны при рождении, и их количество неизменно и не зависит от переживаемого опыта. Сейчас всем уже известно, что, напротив, до самого момента смерти появляются новые нейроны, и речь идет о «нейропластичности», термине, отражающем тот факт, что мозг непрерывно трансформируется в зависимости от нашего опыта и может быть значительно изменен путем специальной тренировки (обучением игре на музыкальном инструменте, занятием спортом и т.д.) Способность управлять вниманием, альтруизм и другие ключевые человеческие качества можно развивать, если знать, как это делать.
   Одна из трагедий нашего времени — это недооценка способности нашего ума к трансформации. Наши черты характера сохраняются незыблемыми ровно настолько, насколько мы отказываемся совершенствовать их, и сохраняем неизменными свои установки и автоматические реакции, мысль за мыслью, день за днем, год за годом.
   В некоторых исследованиях утверждается, что от 40% до 60% черт нашего характера обусловлены генетически.  Нейрофизиологи, работающие над проблемой нейропластичности, и специалисты в эпигенетике (бурно развивающаяся отрасль генетики, изучающая закономерности экспрессии генов [как одни и те же гены проявляются в разных условиях среды]) не соглашаются с этой точкой зрения. Гены представляют собой, своего рода, план, который может быть приведен в действие или нет, но ничего не предопределено. Даже в зрелом возрасте проявления генов очень сильно зависит от условий окружающей среды.

    Раскрыть наш настоящий потенциал.
   Нам не кажется странным потратить годы на то, чтобы научиться ходить, читать, писать, освоить профессию. Мы проводим часы в тренировках, чтобы быть в форме, неистово крутя педали велотренажера, который не сдвигается ни на миллиметр.  Чтобы заняться каким-то делом, нужно испытывать определенный интерес к этому занятию, и некоторый энтузиазм. Этот энтузиазм происходит из понимания тех выгод, которые несет новое занятие.
   Почему мы думаем, что законы функционирования ума выпадают из этой закономерности и можно трансформировать сознание без малейшего усилия, просто потому, что мы этого хотим? Это похоже на желание блестяще исполнить концерт для фортепьяно Моцарта, садясь попрактиковаться за пианино на пару минут по выходным.
   Мы представляем собой смесь света и тьмы, достоинств и недостатков. Наш ум может стать нашим лучшим другом и нашим злейшим врагом. Но по своей природе он не плох и не хорош. Каждый из нас обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы противостоять тем состояниям ума, которые порождают страдание, и чтобы достичь внутреннего покоя и иметь возможность трудиться на благо окружающих. Недостаточно просто желать этого. Нужно тренировать свой ум.
   Мы предпринимаем массу усилий для улучшения наших внешних условий существования, но в конечном итоге, все таки, именно ум переживает наш опыт и интерпретирует его в терминах страданий и удовольствия. Если мы изменим способ восприятия окружающего мира умом — мы изменим качество нашей жизни. Это изменение происходит в результате тренировки ума, что мы и называем медитацией.
   В буддизме «медитировать» означает «привыкать» или «культивировать». Медитация состоит в том, чтобы привыкнуть к новой форме бытия, к новой манере управлять своими эмоциями, по-новому воспринимать мир.
   Часто можно услышать, что буддизм ставит своей целью избавление от эмоций. Все зависит от того, что мы понимаем под эмоцией. Если речь идет о тех, которые будоражат наш ум, как гнев, тревога, ревность, почему бы и не избавиться от них? Но если речь идет о чувстве альтруистичной любви, о сострадании к тем, кто мучается, почему бы не развить эти эмоции в большей степени? Такова, по крайней мере, цель буддийской практики.
   Для достижения этой цели буддизм предлагает два метода: один — аналитический, другой — созерцательный. Анализ состоит в исследовании природы реальности: взаимозависимой и непостоянной, и в честной оценке плюсов и минусов наших страданий, и тех, которые мы причиняем окружающим. Созерцательный подход предполагает обращение внимания внутрь и наблюдение, за завесой мыслей и концепций, природы «чистого сознания», которая лежит в основе всех мыслей и позволяет им проявиться. Эта фундаментальная способность познавать существует в отсутствии построений ума и объектов мышления.

    Практическое применение результатов исследования.
   Очищенные от религиозных элементов и проверенные научными методами, эти техники медитации могли бы быть, например, встроены в образовательные программы для детей — некий эквивалент физкультуры, но для ума — или использоваться для терапии эмоциональных проблем у взрослых. Уже в течение 3 лет «Институт Ума и Жизни» организует рабочие встречи, с целью выработки образовательной программы в светском ключе по развитию альтруизма, эмоционального равновесия, способности к концентрации и снижению стресса. Пленарное заседание с ЕС Далай-Ламой запланировано на октябрь 2009 года. Планируется запуск программы в американских школах и дальнейшее сопоставление с результатами контрольной группы.
   Последние открытия изменили наше видение эволюции мозга в течение жизни человека. Новые техники МРТ и энцефалографии, все более мощные и сложные, применяемые к опытным практикам медитации ведут нас к «золотому веку» «созерцательной нейронауки». Это восхитительно и еще столько предстоит открыть!

 

Источник: http://www.buddhaline.net/             
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *