Теория Препарируем Mindfulness…

Теоретические размышления на тему, из чего состоит концепция майндфулнесс (осознанности), и как это функционирует в реальности…

Поскольку речь дальше пойдет о материях достаточно тонких, сначала имеет смысл немного понять, как функционирует наше сознание с точки зрения практики майндфулнесс. Для понимания сущности этого понятия нам следует рассмотреть три ее элемента:

1. Осознание происходящего. Осознавать — это значит отдавать себе отчет в происходящем, познавать, выделять что-то из фона/контекста, «наклеивать этикетки» Осознание это ключевая способность человеческой психики. Она дана нам от рождения и остается неизменной в течении всей жизни. Хорошей метафорой осознания для наших целей может быть луч света постоянно перемещающийся в темноте и освещающий (осознающий) предметы в окружающей среде.

2. Внимание — это фокусировка осознанности. Это способность концентрировать познавательный процесс на чем-то. Основная характеристика внимания — «концентрированность» — это насколько нам удается отбросить все лишнее и сосредоточиться на объекте и достичь ясности в его познании. (В психологии выделяют такие свойства внимания как объем, распределение, переключаемость и др., но для наших целей они не важны). Способность к концентрации развивается, и это одно из направлений тренировки ума при освоении Mindfulness подхода. Возвращаясь к нашей метафоре: яркость луча «фонаря осознания» — это внимание. Мы можем рассеять внимание — осветить большую площадь, или «сфокусировать» — направить всю мощь фонаря на один объект.

3. Памятование — это непрерывность внимания, его устойчивость, способность неотрывно в течение длительного времени пребывать на объект. Эта способность безусловно развивается, и этим в первую очередь нам и предстоит заняться. В нашей метафоре «памятование» — это удержание неизменной позиции фонаря.

Теперь перейдем непосредственно к понятию майндфулнесс. Ранее мы уже давали ее определение.

Майндфулнесс — это обращение внимания на текущий момент и бесстрастная, не реагирующая, принимающая все таким как есть осведомленность о нем.

Основные элементы:

1. Обращение внимания. Это предполагает, что мы способны управлять и манипулировать своим вниманием и делать это в любых ситуациях, в любом окружении, в любом состоянии… Ценный навык, не правда ли? Майндфулнесс — это волевой акт, поскольку необходимо волевое усилие для того, чтобы направить и удерживать внимание на объекте.

2. Внимание направляется не куда угодно, а на текущий момент, на «здесь-и-сейчас». Это «здесь-и-сейчас» может происходить в окружающем мире (звуки, запахи, зрительные формы, вкус…) или внутри (эмоции, мысли, чувства…). Но как правило основным объектом осознания на долгое время становятся все-таки объекты внутреннего мира. Если понаблюдать за собой, то обнаружится, что большую часть времени мы пребываем в мыслях о прошлом (хотя оно уже ушло) или в бесплодных мечтах о будущем (не путать с разумным планированием!!!). Направляя внимание на настоящее, мы вносим в наши жизни немного драгоценного реализма…

3. Обращая внимание на настоящее, мы естественно отдаем себе отчет в том, что происходит в данный момент — «осведомляемся».

4. Наша осведомленность носит не обычный, привычный характер. Она..

           4.1 Бесстрастна — у нас отсутствует оценка (хорошее-плохое, полезное-вредное, приятное-неприятное…). Обычно, только восприняв объект, мы автоматически наклеиваем на него ярлыки: «опасно», «привлекательно», «отвратительно», «нейтрально». Это механизм работы нашего мозга, сложившийся в результате эволюции. Но практикуя осознанность, мы пытаемся отстраниться от него и наблюдать объекты безоценочно — не наклеивая ярлыков.

           4.2. Не реагирующая — мы избегаем автоматического реагирования на происходящее. Обычно наша внутренняя жизнь происходит в рамках схемы «стимул — реакция». Наклеив ярлык, мы бессознательно стремимся к «привлекательному», бежим от «опасного», а иногда и сражаемся с «враждебным». В рамках практики майнфулнесс мы пытаемся просто исследовать происходящее, не вовлекаясь в «реакции», либо, как минимум, делая реакции объектами наблюдения.

           4.3 Принимает все как есть — это подразумевает открытость всему, что происходит, любому аспекту внутреннего опыта (независимо от его болезненности, соответствия нормам морали, оценкам окружающих и т.д.).

           4.4 Некоторые авторы добавляют к этому списку:

                 Любопытство к происходящему — некоторая толика любопытства появляется сама собой в ходе практики. В противном случае практика быстро надоедает.

                 Доброжелательность к себе. В процессе практики нам предстоит выяснить массу нового о себе и о свойствах своего ума. Не всегда эти открытия будут приятными и поднимающими самооценку, поэтому без некоторой доброжелательности и дружелюбия к себе далеко продвинуться не удастся.

***

Итак, подведем итог. Практикуя осознанность мы направляем внимание на текущий момент и осознаем его в особой манере (безоценочно, без реакций). Можно сказать, что это некий новый необычный способ функционирования нашего ума (и мозга). Сначала мы осваиваем его в ходе регулярных тренировок — ежедневной формальной практики медитации. Затем приобретенный навык мы переносим в жизнь: сначала в отдельные простые ситуации, затем в любой момент по желанию.

На практике у вас как будто появляется некий «внутренний остров спокойствия», на котором вы можете укрыться в любой момент. Безмятежный центр в «торнадо жизни»…

Другая метафора: вы осваиваете позицию «Глобального Наблюдателя» и в любой момент жизни можете воспользоваться ей. Тогда между вашими чувствами, эмоциями, мыслями и «вами» всегда будет небольшой разрыв, а значит у вас появится свобода выбора: думать так или использовать другую схему, разгневаться или пропустить мимо ушей, тревожиться или не обращать внимания… Научиться использовать такой способ функционирования ума/мозга непросто, но он дает массу преимуществ в жизни.

Лента комментариев

  1. Nastya

    Препарируем препарацию)))
     

    Во-первых, хотелось бы сказать, конечно, спасибо за отлично организованный, сформулированный, обработанный и дополненный материал. Я с большим удовольствием читаю и копаюсь в нем – все очень последовательно, понятно и ценно с практической (!) точки зрения. Впрочем, при работе с умом ценность теоретической работы и ее практичность сложно переоценить.


    Хотелось бы в дополнение написать о своем субъективном понимании терминологии на основе личного опыта и, конечно, в первую очередь, массы ценного знания, распространяемого учителями. Поскольку в данном случае ясность в теории – исключительно важная вещь, любые комментарии, мне кажется, должны быть ценны, так как могут прояснить одну из сторон. Если они при этом не вводят в заблуждение и не запутывают, конечно…

    Осознание происходящего, внимание, памятование
     

    По моим ощущениям, именно в случае данной практики хорошим определением для «осознания происходящего» было бы простое «направление внимания на происходящее». Сам факт направления внутреннего взора на определенный объект есть осознание его. Дальше уже можно более подробно разбирать качества этого внимания. С лучом отличная метафора! А вот «познание» и «наклеивание этикеток», мне кажется, ассоциируются немного с другим процессом…


    1) В ПОЗНАНИИ почти всегда внимание, помимо объекта, в том числе обращено и на контекст, из которого вырезается-выделяется объект, а при ОСОЗНАНИИ существует только то, на что направлен взор. И иногда тот, кто направляет взор ;))) То есть для луча не надо констатировать темноту в пространстве, которое он не освещает.

     

  2. Nastya

    2) В ПОЗНАНИИ происходит активное взаимодействие с объектом, «препарация» его и, как следствие, «наклеивание этикетки», за которым нередко (хотя и необязательно) следует противоречащее практике оценивание (то есть сравнение по каким-либо выявленным характеристикам с другими объектами). Возвращаясь к лучу ОСОЗНАНИЯ – он никаким образом не взаимодействует с пространством, только освещает.

    Хотя-хотя… Мы же можем «отдавать себе отчет» — безоценочно констатировать факты об изменяющихся процессах, происходящих в объекте, на который направлено наше внимание («чувствую холод/жар, вибрации, расширение» и т.п.). Я вот не знаю, насколько это, в принципе, важно, именно «проговаривать»? Или достаточно просто «видеть», «светить»?
     

    Вобщем, идея основная у меня такая: ОСОЗНАВАНИЕ происходящего более созерцательно, чем ПОЗНАВАНИЕ. Познавание вторгается в объект с «руками», а осознавание просто внимательно смотрит. Но вопрос – необходимо ли при этом смотрении «различать» и «вешать ярлыки»? По моим ощущениям, нет… 

    Еще мне кажется полезной именно в этом вопросе теория о четырех составляющих ума: сознающей (невовлеченное сознавание), распознающей (интеллект), ощущающей (связана с органами чувств) и реагирующей. Осознавание происходящего – процесс «смотрения» из СОЗНАЮЩЕЙ части ума. Без анализа и реагирования. Но тут проблема такая – если нет опыта пребывания в этой части ума, то теория может показаться совсем неясной. Поэтому для прояснения можно подробнее разобрать качества «направленного внимания» (или «осознания происходящего»), которые уже и описаны в статье: концентрация (сфокусированность), устойчивость (однонаправленность внимания, «памятование»). 

Добавить комментарий для Nastya Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *