Новости Почему французы так несчастны…

Интересная статья в газете Le Monde на тему, почему французы так несчастны… 

Культурные измерения счастья… и несчастья французов

В то время как всё больше стран пытается измерить свой прогресс в соответствии с рекомендациями доклада Стиглиц-Сена (2009), во Франции ИНСЕ (Национальный Институт Статистики и Экономических Исследований) опубликовал результаты опроса граждан, подтверждающие выводы международных исследователей: по шкале счастья от 0 до 10 французы в среднем оценивают себя на 7.2. Это очень низкий показатель. Среди 13 европейских стран, участвующих в исследованиях  European Social Survey с 2002 года, только у Португалии результат был более низким (6.8), и это при значительно более низком уровне жизни.
По результатам этих исследований можно оценить общую статистическую взаимосвязь между уровнем развития и уровнем внутреннего благополучия. Однако, похоже французы гораздо менее счастливы, чем того можно было бы ожидать при их индексе человеческого развития (IDH), учитывающем не только доход на душу населения, но и продолжительность жизни, доступность образования. Ни одна из указанным переменных не может объяснить столь низкое место в списке.
При аналогичном индексе IDH бельгийцы оценивают свой уровень счастья в 7.7, а датчане — 8.3. Факт проживания во Франции снижает на 20% вероятность считать себя «очень счастливым», и такое заключение можно сделать на основе достаточно длительных наблюдений (с 1970 г). Одновременно с этим во Франции фиксируется самый высокий в Европе уровень потребления психотропных веществ и один из самых высоких уровней самоубийств, особенно среди молодежи (что заметно отличается от, например, той же Португалии).
  

Между тем «французское несчастье» не распространяется на иммигрантов. Если они и менее счастливы, чем коренные французы (а это всегда справедливо для иммигрантов по сравнению с местными жителями), все же они не менее счастливы во франции чем в любой другой стране Европы. Это доказывает, что «несчастливость» французов, даже если в какой-то степени и вызвана объективными условиями жизни, в значительной степени происходит из их способа мышления (менталитета), т.е. совокупности психологических механизмов и установок преобразующих повседневный опыт в переживание благополучия.
   

Некоторая часть этих психологических процессов давно приобрела постоянство и передается из поколения в поколение, составляя таким образом третий — культурный — компонент национального благополучия.
  

Можно попытаться определить роль каждого из этих трех компонентов благополучия (обстоятельства, способ мышления, культура) для каждой страны, раздельно исследуя коренных жителей, иммигрантов в первом поколении и иммигрантов во втором поколении.
  

Все эти группы проживают в одних объективных условиях своих стран, но их менталитет формируется в различных социализирующих средах (школа, семья), и они не наследуют полностью идентичную культуру. Эти различия между группами и между странами позволяют выявить компоненты, определяющие особенности каждой страны в отношении переживания счастья.
  

Установлено эмпирически, что способ мышления и культура играют очень важную роль в процессе оценки своего благополучия. Во Франции именно они являются основной причиной ощущения гражданами себя более несчастными, а внешние условия остаются далеко позади. Установлено, что французы, живущие за рубежом, чувствуют себя менее счастливыми чем другие европейцы, живущие за пределами своих стран. Наконец, иммигранты, начавшие свое образование во Франции до того как им исполнилось 10 лет, чувствуют себя менее счастливыми, чем те, которые поступили в школу в более старшем возрасте. Эксперименты по моделированию показывают, что если бы в условиях жизни, типичных для французов жили бельгийцы (например), они бы считали себя гораздо более счастливыми, чем сами жители Франции. В самом общем виде, уровень счастья европейских мигрантов коррелирует со средним уровнем их сограждан, не уезжающих из страны, что доказывает культурную обусловленность ощущения внутреннего благополучия.
  

Если психологическое благополучие граждан становится целью публичной политики, очень важным представляется признать роль культурной предрасположенности к счастью, признать международные различия, существующие в этой области и особую роль школ в его формировании.

Senik Claudia, автор «The French Unhappiness Puzzle : The Cultural Dimension of Happiness»
Оригинал:
La dimension culturelle du bonheur… et du malheur francais
Le Monde 28.10.2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *